Ac 97 audio codecs что это
Перейти к содержимому

Ac 97 audio codecs что это

  • автор:

Realtek AC97 Driver для Windows

Realtek AC97 Driver — драйверы для интегрированного (AC97) звука материнских плат на чипах от RealTek. Поддерживаются все чипсеты от ALC1xx и заканчивая последними ALC8xx.

Volume2 — очень удобная программа, дающая пользователю возможность управлять уровнем.

MorphVOX Junior — приложение с помощью которого можно до неузнаваемости изменить свой голос и.

Удобное в использовании приложение, которое эмулирует наличие полнофункциональной.

Мощный MIDI-плеер и синтезатор, который может загружать звуковые шрифты автоматически в.

Realtek AC97 Driver — пакет драйверов для интегрированной аудиосистемы AC’97 в материнских платах на.

Realtek AC97 Vista Driver — драйверы для интегрированного (AC97) звука материнских плат на чипах от RealTek. Версия для Windows Vista и Windows 7.

Отзывы о программе Realtek AC97 Driver

Макс про Realtek AC97 Driver 4.06 [27-03-2013]

Добрый день Ребята. Ничего не заработало. Как стоял желтый восклицательный знак на колоночке в Диспейчере задач так и стоит. Подскажите, что делать?))
30 | 14 | Ответить

роман в ответ Макс про Realtek AC97 Driver 4.06 [10-04-2015]

Данил в ответ Макс про Realtek AC97 Driver 4.06 [03-10-2015]

у тех у кого не работает, попробуйте прогу DriverPak Solution?Эта прога автоматом подбирает вам нужные драйвера, только смотрите, если версия компа старая, то скачивайте более устаревшую версию этой проги, а если комп новый и сильный, то более новую версию, там всё просто, только скачивайте с официальных сайтов, а то мало ли, еще вирос похватаете.
5 | 10 | Ответить

Егор про Realtek AC97 Driver 4.06 [08-02-2013]

Спасибо каждый раз у вас скачиваю и всё постояно работает
6 | 7 | Ответить

леша про Realtek AC97 Driver 4.06 [09-01-2013]

у меня почемуто не работает
6 | 13 | Ответить

vlad про Realtek AC97 Driver 4.06 [31-07-2012]

ну наконец заработало.спасибо большое.
2 | 8 | Ответить

serge про Realtek AC97 Driver 4.06 [16-06-2012]

Появились писклявые мелодии при влючении и выключении компа.как это убрать?
9 | 4 | Ответить

Realtek AC97 Audio

Аудио кодеки Realtek AC97 встречаются в PCI/PCIe звуковых/модемных платах и встроенных аудио решениях. Обычно AC’97 аудиоподсистема компонуется из хост-контроллера, передающего данные и аудиокодека, осуществляющего аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразования. При наличии соответствующего аппаратного обеспечения целесообразно Realtek AC97 Audio Driver скачать бесплатно по ссылке с https://drajvery.ru/audio/ac97 и установить на ПК. Обеспечиваются 96 кГц при воспроизведении в режиме 20-разрядного двухканального звука и 48 кГц при 20-разрядном многоканале от 5.1 до 7.1.

Установка Realtek AC97 Audio Driver при переустановке системы Windows при сбоях или в иных случаях автоматически улучшит работу, расширит возможности, исправит ошибки в звуковой подсистеме компьютера или ноутбука. Поэтому сохраните закладку на эту страницу в социальных сетях VK, OK, FB, G+ и перешлите себе и знакомым в мессенджеры или любым удобным способом.

Краткое описание

Программное обеспечение AC’97 необходимо для нормального функционирования интегрированных и дискретных звуковых решений. Поддерживается звуковое оборудование на чипах ALC-1xx, ALC-2xx, ALC-6xx, ALC-8xx и VIA.

Этот набор href=»https://drajvery.ru» title=»скачать драйверы»>драйверов, кодеков и утилит требуется для работы программ со звуковым сопровождением. К такому программному обеспечению относятся: аудио и видео плееры (AIMP, Winamp, Foobar2000, KMPlayer, Media Player Classic Home Cinema, SMPlayer, GOM Player, Zoom Player, PotPlayer и другие), мультимедиа интернет сервисы типа YouTube, радио онлайн, кино онлайн и мультимедийные платформы (Adobe Flash Player, Adobe Shockwave Player, Microsoft Silverlight и другие), мессенджеры (Viber, Skype, ICQ, WhatsApp, ooVoo, Miranda, Telegram, Мейл ру Agent, Друг Вокруг и другие), веб-браузеры (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Google Chrome, Я.Браузер, Tor Browser Bundle, Avant, UC и другие браузеры) и другое программное обеспечение.

Средствами Realtek AC97 Audio реализована возможность записи звука с любых аудио устройств, микрофонов и цифровых музыкальных инструментов, поддерживающих MIDI интерфейс. Качество декодирования и оцифровки звука зависит от характеристик ЦАП/АЦП конкретной микросхемы аудиокодека. Пакет драйверов Realtek AC97 Audio совместим с чипами ALC с маркировками 101, 201-203, 250, 650-658, 861 в среде Майкрософт Виндовс XP, 2000, 2003, Vista, 7, 8, 8.1, 10, 11 (32-бит или 64-бит).

Обзор деятельности Realtek Semiconductor Corp.

С 1987 года Realtek Semiconductor Corporation является ведущим мировым поставщиком интегрированных компьютерных решений. Обладая передовыми технологиями в области радиочастот, аналоговых и смешанных сигнальных цепей, а также основательными производственными и системными знаниями, Realtek предлагает полнофункциональные, высокопроизводительные и конкурентноспособные решения.

Компания Реалтек разрабатывает широкий спектр продуктов для сетей связи, компьютерной периферии и мультимедиа.
Продукты включают PCI/PCIe 10/100 MBit/s и Gigabit сетевые платы и встроенные Ethernet-контроллеры, контроллеры шлюзов, контроллеры беспроводной локальной сети, контроллеры карт-ридеров, контроллеры веб-камер, VoIP-решения, Bluetooth, контроллеры ЖК-мониторов, HDMI, контроллеры медиа-конвертеров, высококачественные аудио решения для бытовой электроники, ТВ-платформы, ПК. Коммутационная продукция обеспечивает высокую скорость доступа в сеть Интернет, надежность и безопасность. Аудио решения Realtek можно найти в каждом третьем компьютере или ноутбуке в мире.

Если возникают проблемы со звуком, если в системной панели управления Виндовс нет диспетчера Realtek, или наблюдаются перебои, то необходимо обновить драйвера Реалтек для Виндовс. Скачать Realtek Audio для Windows можно на сайтах производителей самого разнообразного оборудования. В Microsoft Windows 10 обновление программного обеспечения Realtek AC97 Audio производится через Windows Update. Правда, и в том и в другом случае есть риск получить устаревшие/совместимые драйверы. Это касается и ПО для коммуникационного оборудования, сетевых карт в формате PCI/PCIe и интегрированных сетевых интерфейсов. Наиболее популярны Wi-Fi 802.11 b/g/n, USB, Wireless PC Adapters, 10/100 MBit/s, Gigabit Ethernet, Fast Ethernet Controller, LAN PCI, PCIe GBE Family Controller, PCIe FE Family Controller и другие PCI/PCIe сетевые платы и интегрированные сетевые контроллеры.

Лучшие аудио драйверы

Отдельного упоминания заслуживают звуковые драйверы, ставшие стандартом де-факто. Прежде всего, компания Реалтек известна своей продукцией с поддержкой стандартов Audio HD (High Definition) и AC97 (Audio Codec ’97). Большую славу, чем сами чипы, Реалтеку принесли драйвера для Виндовс, которые стали стандартом де-факто. Разработчик аудио спецификаций Intel High Definition Audio и Intel Audio Codec’97, компания Intel, на своем официальном сайте для своих звуковых решений распространяет не самостоятельно разработанные драйверы. Компания Intel со своего официального сайта предлагает скачать Realtek Driver, который работает безупречно с любым совместимым оборудованием.

Спецификация Audio Codec ’97 разработана компанией Intel в 1994 году, но лучше всех воплощена в жизнь корпорацией Realtek Semiconductor. По соотношению цена/качество звуковым решениям на аудиокодеках стандарта AC’97 конкурентов Реалтеку не существовало до тех пор, пока компания Intel в 2004 году не предложила спецификацию Intel High Definition Audio. Если необходимы драйвера AC97, то 99% вместо других вариантов целесообразно попробовать скачать Realtek AC97 Audio Driver (x86 или x64). Все издаваемые компьютером звуки генерируются именно этим ПО. В пакете идут WDM Drivers, Multimedia Player, Sound Effect, Sound Man и Av Rack.

Интерфейс диспетчера звука Driver

Диспетчер активируется при загрузке системы и содержит все необходимые домашнему или офисному пользователю настройки, разместившиеся в соответствующих разделах. Присутствует возможность управления звучанием колонок, функцией караоке, аналоговым и цифровым выходом, тонкомпенсацией, эквалайзером. Интерфейс Реалтек реализован полностью на русском языке.

Любая встроенная звуковая карта Realtek обеспечивает качественное звуковое сопровождение при просмотре фильмов, сериалов, видео клипов и играх в компьютерные игры. Панель Realtek имеет все необходимые настройки для прослушивания музыки и любимых песен, просмотра видео клипов, сериалов, кино фильмов со звуком в лучшем качестве. Геймеры по достоинству оценят реалистичные звуки и спецэффекты при играх в компьютерные игры. На безопасном сайте https://drajvery.ru любой пользователь имеет возможность бесплатно скачать Realtek AC97 Audio Driver для Windows 7, Vista, XP (32-bit и 64-bit). Некоторые конфигурации успешно работают в среде OS Windows 11, 10, 8.1, 8, хотя производителем это не гарантируется.

Возможности Realtek AC97 Audio

Современный компьютер без звука существенно ограничен, а часто и просто не пригоден к использованию. Только с качественным звуком можно полноценно играть в игры, смотреть кино, телепередачи, сериалы и слушать музыку, как в формате MP3, так и в качественных многоканальных форматах. Любое решение Realtek AC97 Audio обеспечивает чистое звучание 2 каналов в режиме 96 кГц/20-бит, и до 8 каналов — 48 кГц/20-бит. Если предстоит бесплатно скачать Realtek AC97 и установить на ПК, то отдельно стоит отметить такие возможности:

  • — качественное воспроизведение системных звуков,
  • — прослушивание музыки, просмотр видео, игры,
  • — поддержка большого количества устройств,
  • — быстрое подключение оборудования Plug&Play,
  • — обратная совместимость со стандартом аудиокодеков High Definition Audio,
  • — совместимость с OS Windows,
  • — диспетчер для изменения настроек и аудио-конфигурации,
  • — изменение параметров аудиосистемы (наушники, стерео, 5.1, 7.1),
  • — возможность записи голоса, звуков, музыки,
  • — поддержка MIDI цифровых музыкальных инструментов,
  • — совместимость с приложениями для распознавания голоса.

Достаточно бесплатно скачать Realtek AC97 Audio для Windows (x86 и x64), чтобы иметь недорогой звук в играх, при просмотре фильмов, сериалов телетрансляций, прослушивая любимую музыку, играя на музыкальных инструментах, используя микрофон для голосового общения с друзьями.

Realtek AC97 Audio сегодня широко используется

Многие пользователи работают на устаревшем оборудовании. Получить звук высокого качества проще всего, если бесплатно скачать драйвера AC97 на Audio Controller Realtek на этой странице https://drajvery.ru/audio/ac97 сейчас. К особенностям звукового модуля интегрированного звука материнских плат на чипах серии ALC относится высокая загрузка центрального процессора при использовании мультимедиа возможностей компьютера.

Необходимость установки драйверов звуковой чип Реалтек возникает сразу после установки/переустановки Виндовс. Удалить и переустановить Realtek AC97 Audio необходимо, если отмечены периодические исчезновения, искажения, шипение и артефакты звука. Проблемы со звуком и, соответственно, необходимость скачать Realtek AC97 Audio Driver бесплатно могут возникнуть в любое время, поэтому сохраните закладку на эту страницу в социальных сетях вКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Мой Мир, Гугл Плюс, Твиттер, Телеграмм или любым удобным способом.

Скачать Realtek AC97 Audio Driver для Виндовс

Последнее обновление: 28.12.2021.

Скачать бесплатно: Для Windows 7, Vista (32-bit и 64-bit), а также 11, 10, 8.1, 8 (29,7 Мб)
Драйверы Realtek AC97 Audio для Windows 7, Vista (32-bit и 64-bit); некоторые конфигурации успешно работают в среде OS Windows 11, 10, 8.1, 8, хотя на официальном сайте это не гарантируется. Размер 29,7 Мб.

Скачать бесплатно: для Windows XP, 2000 и 2003 x32 и x64 (17,9 Мб)
Драйверы Realtek AC97 Audio для Windows XP, 2000 и 2003 (32-bit и 64-bit). Размер 17,9 Мб.

Realtek AC97 Audio Driver

Realtek AC97 Audio Driver — это один из наибольших и наилучших пакетов драйверов разработанных для встроенной аудиосистемы AC’97 интерфейс которых построен на чипсетах серии ALC-1xx/2xx/6xx/8xx: ALC201, ALC101, ALC201A, ALC202A, ALC203, ALC250, ALC650, ALC653, ALC655, ALC658, VIA686, ALC850, VIA8233, VIA8233A.

Realtek_AC97_Audio_4.06

Как уже упоминалось выше AC97 Audio является пакетом драйвером разработанным известной во всем мире компанией Realtek Semiconductor.

AC’97 — является неким стандартом, кодеков аудио часто встречаемых в звуковых картах, а также в системных платах и модемах.

Набор драйверов Realtek необходимы чтобы аудиосистемы подключены к вашему ПК или ноутбуку работали стабильно и выдавали качественное, чистое звечение.

AC’97 (audio codec ’97) — работает на частоте семплирования 96 кГц при этом используя 20-ти разрядное стерео-разрешения, а для многоканального воспроизведения и записи используется частота семплирования 48 кГц используя 20-ти разрядное стерео.

Realtek AC97 Audio А4.06 — это последняя официальная версия компонентов кодеков AC97 для ОС Windows: NT / 98 / 2000 / XP / 2003/ Vista / 7.

На этой странице вы можете скачать Realtek AC97 Audio Driver бесплатно и без регистрации. Все, что вам потребуется, так это нажать на ссылку, чтобы скачать Realtek AC97 Audio A4.06 для Xp или Realtek AC97 Vista Driver 6305.

AC’97 Audio Codec для Windows

AC’97 Audio Codec представляет собой совместимый с AC’97 2,2 стереофонический аудиокодек, предназначенный для мультимедийных систем ПК, включая хост / мягкий звук и проекты на основе AMR / CNR.

Хотя это самое интересное программное обеспечение, AC’97 Audio Codec является полным дополнением к вашей настройке звука. Он включает запатентованную технологию конвертера для достижения отношения сигнал / шум выше 90 дБ . Он также поддерживает несколько расширений кодеков с переменной частотой дискретизации и встроенными 3D-эффектами.

AC’97 Audio Codec обеспечивает две пары стереовыходов с независимыми регуляторами громкости, моно выходом и несколькими стерео и моно входами, а также функциями микширования, усиления и отключения звука, которые обеспечивают полное интегрированное аудио решение . Кодек можно использовать для равного использования как на ПК, так и на нетбуках.

AC’97 Audio Codec также поддерживает функцию SPDIF out, которая позволяет легко подключаться от ПК к потребительским электронным продуктам. Кодек поставляется в комплекте с драйверами Windows и различными звуковыми эффектами (включая караоке, эмуляцию 26 звуковых окружений и 5-полосный эквалайзер), которые дополняют любую звуковую систему ПК.

Если вам нужен аудиокодек для вашего ПК, AC’97 Audio Codec — отличный вариант.

1.5. Краткий обзор спецификаций ac’97, pc’98 и других

Спецификация Audio Codec 97 Component Specification (AC’97). Существенное повышение качества звука и производительности ПК в целом достигается за счет использования новой архитектуры звуковой системы (рис.1.33). В ней функции обработки аналоговых и цифровых сигналов выполняют два устройства: звуковой кодек (audio codec, AC) и цифровой контроллер (digital controller, DC). Они соединяются с помощью специального цифрового интерфейса AC-link [5].

Рис..1.33. Новая архитектура звуковой системы

Аналоговая микросхема AC (рис.1.24) должна размещаться вблизи аудиосоединителей ввода-вывода и как можно дальше от шумящих цифровых шин. Цифровая микросхема DC может располагаться вблизи центрального процессора или системной шины, а может быть и интегрирована с другими основными логическими микросхемами. Поскольку микросхемы AC и DC соединяются с помощью цифровой цепи, не восприимчивой к типичным электрическим помехам внутри корпуса ПК, качество звука будет существенно выше (отношение сигнал/шум составит более 90 дБ).

Для достижения высокой производительности звуковой системы необходимо отказаться от шины ISA (2–6 Мбит/с), перейти на шины с более развитым интерфейсом и более высокой скоростью обмена. Спецификация AC’97 версии 1.0 предлагает использовать для этого шину PCI (100-260 Мбит/с). Для сравнения: пропускная способность последовательных портов ПК – 115 Кбит/с.

Следует отметить, что спецификация AC’97 версии 2.1 уже предусматривает расширенные функциональные возможности звукового кодека, а также расширенную архитектуру всей системы [5]. Кроме того, предусматривается возможность построения многофункциональных аудиосистем ПК, включающих более двух микросхем. Роль DC осталась неизменной. Кроме DC в состав многофункциональной системы могут входить одна или несколько аналоговых микросхем:

AC или AC с расширенными возможностями;

комбинированный кодек (AC с дополнительной функцией модема);

два раздельных кодека (AC и кодек модема);

два раздельных кодека мобильных ПК – AC и комбинированный кодек (на основной станции), а также AC (на доковой станции);

несколько раздельных AC (один является первичным, остальные, от одного до трех – вторичными).

Интеграция звуковых и телекоммуникационных систем явилась достаточно прогрессивным шагом, поскольку структура тех и других данных, а также способы их обработки во многом схожи. Практически все телекоммуникационные функции в ПК возложены на модем.

AC содержит два ЦАП c фиксированной (48 КГц) или переменной частотой дискретизации, образующие выходной стереофонический канал, в который от DC по цифровому интерфейсу AC-link поступает микшированный цифровой сигнал от всех внутренних источников, в том числе и от синтезатора. Выходной PCM-стереосигнал микшируется с аналоговыми сигналами (стерео и моно) других источников, например, звуковым сигналом, поступившим от привода CD-ROM, после чего осуществляется его дополнительная обработка по алгоритмам объемного звучания (3D) и тоновая коррекция. Далее сигнал направляется на линейный выход и выход для головных стереотелефонов. Последний может использоваться и для подключения бытовой акустической аппаратуры. По звуковому каналу модема передается монофонический сигнал.

Входной стереофонический канал содержит два АЦП c фиксированной (48 КГц) или переменной частотой дискретизации. Входной канал обеспечивает запись отдельных сигналов стерео или моно, а также запись микшированного сигнала от всех источников.

Дополнительный AC может содержать во входном канале третий АЦП, предназначенный для микрофона. В этом случае появляется возможность компенсации эха, поскольку сигнал микрофона записывается вместе с опорным (ссылочным) сигналом линейного выхода для последующей динамической фильтрации в DC звуковой системы или центральном процессоре ПК. Кроме того, появляются дополнительные возможности для реализации программ обработки речевых данных.

AC выполняет следующие 4 расширенные функции.

1. Многоканальный звук. Спецификация AC’97 1.0 предусматривала работу AC лишь со стереофоническим сигналом. AC’97 2.0 и 2.1 предусматривают возможность воспроизведения сигнала в формате Dolby ProLogic. Такой сигнал можно воспроизводить с помощью обычной стереофонической акустической системы, разделить на 4 канала, направлять в бытовые аудиосистемы через аналоговый линейный выход.

2-, 4- и 6-канальные цифровые звуковые сигналы (например, 5.1 Dolby Digital AC-3) можно обрабатывать с помощью двухканальной звуковой системы, в состав которой входит AC, соответствующий спецификации AC’97 2.1, а далее передавать уже по цифровому каналу (USB или IEEE 1394) в цифровую акустическую систему или электробытовое цифровое оборудование.

Для совместимости с уже существующими DC такой AC имеет двухканальный режим работы. Этот режим необходим потому, что большинство ПК с DVD-дисководами должны иметь аналоговый стереовыход (матрично-кодированный) и цифровой многоканальный выход через интерфейсы S/PDIF, USB или IEEE 1394. Использование многоканального звукового сигнала предполагается в системах «Театр на базе ПК» (PC Theatre), а также в случае применения плат расширения специального назначения.

2. Переменная частота дискретизации. Изменение частоты дискретизации используется с целью снижения затрат на частотное преобразование сигнала (Sample Rate Conversion, SRC). Высококачественное частотное преобразование и возможность микширования сигналов с различной частотой остаются ключевыми требованиями к AC независимо от их архитектуры. Выполнение этих требований обеспечивает возможность работы с сигналами, поступающими от нескольких независимых источников.

3. Удвоенная частота дискретизации. AC, соответствующий спецификации AC’97 2.1, должен также осуществлять цифро-аналоговое преобразование с частотой 44,1×2=88,2 КГц и 48×2=96 КГц. Это обусловлено тем, что существующие модели приводов DVD для ПК с целью повышения качества звукового сопровождения позволяют записывать звуковой сигнал с частотой дискретизации 96 КГц.

4. Режим линейного выхода для бытовой аудиоаппаратуры. Спецификация AC’97 2.1 требует, чтобы AC поддерживал режим работы линейного выхода, уровень сигнала в котором соответствует уровню сигнала бытовой аудиоаппаратуры. В таком режиме линейного выхода на сигнал не оказывают влияния произведенные установки значения выходного уровня (master volume settings). Наличие этого режима функционирования линейного выхода обеспечивает возможность взаимодействия ПК с любым бытовым звуковым комплектом [5].

DC (рис.1.24) разработан специально для шины PCI и может быть реализован как отдельное, самостоятельное устройство или как составная часть интегрированного PCI-акселератора, реализующего звуковые, графические или телекоммуникационные функции. DC может осуществлять преобразование частоты дискретизации сигнала (повышение до 48 КГц или понижение до требуемой), обеспечивать совместимость с Sound Blaster, FM- или WT-синтез звука, дополнительное ускорение функций DirectSound, AC-3-декодирование и т.д.

Интерфейс AClink (рис.1.24) – это цифровой канал обмена данными DC-AC, представляющий собой последовательный, двунаправленный, 5-проводной интерфейс с временным мультиплексированием (Time Division Multiplexing, TDM). При этом порции данных (пакеты, посылки) передаются в течение фиксированного промежутка временифрейма (кадра). Такой способ организации передачи позволяет по одному цифровому каналу передавать несколько потоков данных в одном фрейме. Начало фрейма определяет DC, выдавая сигнал синхронизации с частотой 48 КГц, определяя этим длительность фрейма. В посылке содержатся входящий в AC и исходящий из AC потоки данных. Каждый из потоков состоит из 12 20-битных слотов. Слот может содержать звуковые данные или управляющую информацию, например, идентификатор устройства-отправителя, коды коррекции, директивы и т.д. Хотя ЦАП и АЦП звукового кодека требуют 16-разрядных данных, интерфейс AC-link предоставляет возможность передавать звуковые данные во внешнее по отношению к ПК устройство (например, музыкальный центр), в котором ЦАП и АЦП работают с 18- или 20-разрядными данными. AC-link связывает один DC и один, два, три или четыре AC [5].

Спецификация PC’98 явилась развитием руководства PC’97, в котором впервые был введен термин «ПК для развлечений (игровой ПК)» (Entertainment PC). Игровой PC’98 должен иметь большую производительность, предоставить возможность работы с новыми типами данных, включая высококачественный звук, данные, необходимые для систем PC Theatre, и видеоданные. Традиционный настольный ММ ПК (desktop) был приспособлен для применения одним пользователем с расстояния в 2 фута (2-foot model). PC Theatre (или 10-foot model) – новое направление многопользовательского одновременного использования ММ ПК, когда группа пользователей может наблюдать за работой активного аудиовизуального приложения (игра, образовательная программа, видеоклип, фильм на DVD и т.д.). Такие системы представляют компьютерное развитие популярных электробытовых систем «Домашний (кино)театр» (Home Theatre), обычно включающих телевизор, видеомагнитофон и специальную многоканальную акустическую систему со зрителем в центре. Игровой ПК обеспечивает следующие возможности:

игры со сложной, реалистичной графикой и звуком;

самообразование – работа с полноэкранным видео, интерактивной анимацией и т.д.;

активная работа в Internet – динамические представления, теле- видеоконференции;

персональная связь – ММ почта, телефонная связь через Internet, видеотелефон;

телевидение и видео с высоким разрешением, подключением к каналу в РВ;

взаимодействие с традиционными устройствами бытовой электроники (использование акустических систем домашнего кинотеатра на ПК для игр и видеофильмов с DVD, видеомагнитофона – для захвата, редактирования и воспроизведения видео на ПК) [5].

Для решения проблемы низкоуровневого прямого доступа к ММ устройствам и облегчения разработки высокоэффективных ММ приложений корпорация Microsoft разработала специальный пакет программных интерфейсов API DirectX – фактически набор низкоуровневых драйверов устройств. DirectX предоставляет интерфейсы низкого уровня для доступа к аппаратным средствам ПК в РВ в среде своих ОС семейства MS Windows. Состав и компоненты DirectX постоянно развиваются, появились новые API для создания мощных Internet-приложений, использования различных аппаратных акселераторов. DirectX включает интерфейсы: DirectDraw, Direct3D, DirectSound, DirectInput, DirectPlay. И теперь для повышения производительности разработчики ММ устройств (в дополнение к стандартным драйверам ОС для MS Windows) все чаще комплектуют свои изделия драйверами DirectX. Например, компания Creative Labs предлагает драйвер Sound Blaster DirectX, обеспечивающий доступ к статической оперативной памяти звуковых карт Sound Blaster, что позволяет повысить быстродействие звуковой системы ПК [5].

В дополнение к DirectX разработан интерфейс DirectShow, ранее известный как ActiveMovie. DirectShow обеспечивает доступ к аппаратным средствам для ускорения воспроизведения видео в формате MPEG-1.

Спецификация PC’98 предполагала к 1999 году отказ от внутренней шины ISA (в игровом ПК однозначно не допускается использование ISA-интерфейса), переход на шину PCI, а также переход на универсальную последовательную внешнюю шину USB (12 Мбит/c) [4-5].

Шина USB. ММ ПК должен иметь хотя бы один порт USB. Шина USB поддерживает различные USB-совместимые устройства, такие, как клавиатура, устройства управления курсором, видеокамеры, модемы, жесткие диски, принтеры, мониторы и сканеры. Она может обслуживать одновременно до 127 устройств, соединенных шлейфом Plug&Play (мгновенная настройка), а также допускает «горячую» замену устройств без выключения питания и перезапуска ПК. Реально подсоединяют не более 10 устройств – ограничением служит максимальная пропускная способность канала. USB предусматривает многоуровневую звездообразную топологию, где сама шина выполняет роль концентратора, и допускает каскадирование. Это означает, что, в принципе, только одно устройство должно быть подключено к ПК непосредственно, так как устройства могут иметь один или несколько дополнительных разъемов USB и подключаться последовательно или ветвями. Кабель может иметь длину до 4,9 м. То есть, теоретически (почти как в известной сказке о репке) к порту USB можно подключить монитор, к нему – клавиатуру, а к клавиатуре – «мышку», далее к «мышке» – джойстик или принтер.

USB должна заменить собой порты принтера, модема, мыши и клавиатуры (в худшем случае допускается PS/2-интерфейс мыши/клавиатуры), а также устранить специфику портов джойстика, сканера и цифрового фотоаппарата. Несколько портов USB могут заменить множество разнокалиберных разъемов на задней панели ПК, в том числе и разъемы звуковой карты. Еще более важно то, что использование шины USB позволяет вынести модули обработки звуковых сигналов за пределы изобилующего электрическими помехами корпуса ПК и разместить необходимые ЦАП, например, в колонках акустической системы, что несомненно приведет к повышению качества воспроизведения.

постепенный переход на шину IEEE 1394 Fire Wire (модификации: 1394a – 100-400 Мбит/с (расстояние – до 4,5 м); 1394b – до 800 Мбит/с (расстояние – до 100 м), далее с перспективой до 2 Гбит/с). Число подключаемых устройств – до 63. Шина IEEE 1394 так же, как и USB, является иерархической и допускает каскадирование;

поддержка видеокомпрессии MPEG-2;

аудиоформаты Dolby Surround Pro Logic и Dolby Digital AC-3. Они необходимы для полной поддержки DVD-ROM и других форматов ММ с качественным звуком;

цифровые аудиоразъемы S/PDIF, позволяющие подключить к ПК как профессиональную аудиоаппаратуру типа MIDI-семплера, так и потребительские цифровые устройства (некоторые из них уже используют S/PDIF для вывода цифровых сигналов) [5].

Идеальный PC’98 должен иметь на задней стенке системного блока всего два (кроме видео и звука) порта – USB и IEEE 1394. Первый – для низко- и среднескоростных устройств (1,5 и 12 Мбит/с), второй – для высоко- и сверхвысокоскоростных устройств (винчестеров, видеокамер, CD-ROM/RW и DVD-ROM).

Игровой PC’98 (по сравнению с PC’97) имеет следующие преимущества:

наличие объединенной 2D- и 3D-графической системы с подсистемой воспроизведения полноэкранного видеостандарта MPEG-2 (видеофильмы с DVD, цифрового телевидения);

возможность подключения к ПК TV-мониторов с большими экранами (обычных телевизоров);

улучшенные характеристики аудиосистемы (до уровня бытовых стереосистем) для трехмерного позиционирования в играх, воспроизведения аудио CD. Использование шины PCI позволяет поднять отношение сигнал/шум до 90 дБ и выше, в то время как шина ISA обеспечивала его до 85 дБ;

новые типы каналов получения видео-, аудио- и других данных – цифровые каналы (digital pipes), например, аналоговых или цифровых сигналов вещательного, кабельного или спутникового телевидения;

возможность подключения к ПК через интерфейс USB или IEEE 1394 электробытовых устройств (видеокамеры, видеомагнитофона, аудио- видеокомплекса Home Theatre);

расширение номенклатуры устройств ввода (с дистанционным управлением, игровых) интерфейса USB или IEEE 1394, а также других способов соединения [5].

И если в ближайшем будущем для передачи аудиоданных предполагается использовать менее дорогую шину USB, то в последующем для передачи аудио- и видеоданных будет использоваться более скоростная и надежная шина IEEE 1394.

Наиболее жесткие требования спецификация PC’98 предъявляет к рабочим станциям ММ:

не менее 2 разъемов USB, один из которых должен находиться не на задней панели;

не менее 2 разъемов IEEE 1394, один из которых для подключения к цифровым видеокамерам (камкодерам), другой – к аудио- и видеоустройствам;

разъем для вывода TV-сигнала (NTSC или PAL);

поддержка цифрового телевидения (Digital TV);

поддержка схемы защиты от пиратского копирования видеофильмов на DVD;

аппаратная реализация эффектов 3D-звука;

независимые скорости дискретизации для входного и выходного сигналов;

обеспечение музыкального синтеза и эхоподавления;

отсутствие различного шума в состоянии покоя [5].

Кроме обязательных спецификаций PC’98 включает дополнительные рекомендации иметь:

дистанционно управляемое устройство указания (на основе инфракрасной или радиотехнологии);

цифровой видеовход через порт IEEE 1394;

контроллер жесткого диска с высокой пропускной способностью (диск EIDE, подключенный к шине IEEE 1394);

27-дюймовый SVGA-монитор и подсистему цифрового спутникового телевещания (в дополнение к обязательному аналоговому TV-тюнеру).

Рекомендуется, чтобы вообще все входные устройства, включая клавиатуры, указательные устройства и игровые панели, были беспроводными [5].

Спецификация PC’99 сыграла роль переходного моста, обеспечившего широкое внедрение, укрепление и необратимость революционных преобразований ПК, а также их систематические доработки и усовершенствования.

Спецификация PC’2001 в отличие от либеральных спецификаций PC’98 и PC’99 содержит больше требований. В то же время требования поддержки уже устоявшихся стандартов (например, Plug&Play) удалены. Ключевые задачи этой спецификации:

популяризация EasyPC («легкого» ПК с точки зрения установки, использования, расширения). EasyPC в корпусе-мыльнице представляет собой скорее комбайн ПК с видеомагнитофоном или TV-приемником, чем игровой ПК;

в очередной раз отказ от устаревших технологий (в первую очередь, ISA). Кроме ISA-слотов в ПК не должно быть PS/2 портов, флоппи-дисководов на 1.2/1.44 Мбайт, никаких следов MS-DOS (поддержка DOS-приложений только с помощью программной эмуляции).

Подчеркивается необходимость использования USB вместо параллельных и последовательных портов. Все клавиатуры, мыши, джойстики и т.д. должны иметь USB-интерфейс. Сегодня USB 1.1 обеспечивает подключение устройств со скоростью до 12 Мбит/с, а USB 2.0 – до 480 Мбит/с.

От звуковых карт требуется только поддержка двух ключевых форматов работы со звуком – 44,1 и 48 КГц, все остальное ОС Windows возьмет на себя. Если у звуковой карты есть аудиовход, то полный дуплекс для всех основных форматов обязателен. S/PDIF-выход необязателен, а устаревший 15-контактный MIDI-порт вообще противопоказан.

Обязательным требованием стала поддержка API DirectDraw и Direct3D. Но в отличие от поддержки Direct3D, поддержка 3D-ускорителем OpenGL является необязательным дополнением.

Обязательно должен поддерживаться видеорежим 1024×768 в 32-битном цвете, минимальная частота регенерации – 85 Гц.

Минимальная скорость CD-ROM-дисководов – 8x. DVD-ROM-дисковод должен читать как диски DVD-RAM так и DVD-RW, а также CD разнообразных форматов. Должна поддерживаться система защиты видеоинформации, чтобы нельзя было вывести сигнал с проигрываемого DVD на видеовыход.

Спецификация HD Audio. Звук высокой четкости (High Definition Audio, HD Audio) является эволюционным продолжением спецификации AC’97, предложенным компанией Intel в 2004 году, обеспечивающим воспроизведение большего числа каналов с более высоким качеством звука, чем при использовании интегрированных аудиокодеков AC’97. Аппаратные средства, основанные на HD Audio, поддерживают 24-разрядное качество звучания (до 192 кГц в стереорежиме, до 96 кГц в многоканальном режимах – до 8 каналов) [46].

Форм-фактор кодеков и передачи информации между их элементами остался прежним. Изменилось только качество микросхем и подход к обработке звука. Сравнение характеристик AC’97 и HD Audio приведено в табл.1.3. Технология HD Audio поддерживает новейшие аудиоформаты высочайшего качества (Dolby Digital, DTS, Dolby Digital Plus, DTS-HD High Resolution, Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio), а в сочетании с наборами микросхем Intel Express обеспечивает расширенные модели использования для пользователей.

Realtek AC97 Audio Driver

Realtek AC97 Audio Driver — это один из наибольших и наилучших пакетов драйверов разработанных для встроенной аудиосистемы AC’97 интерфейс которых построен на чипсетах серии ALC-1xx/2xx/6xx/8xx: ALC201, ALC101, ALC201A, ALC202A, ALC203, ALC250, ALC650, ALC653, ALC655, ALC658, VIA686, ALC850, VIA8233, VIA8233A.

Realtek_AC97_Audio_4.06

Как уже упоминалось выше AC97 Audio является пакетом драйвером разработанным известной во всем мире компанией Realtek Semiconductor.

AC’97 — является неким стандартом, кодеков аудио часто встречаемых в звуковых картах, а также в системных платах и модемах.

Набор драйверов Realtek необходимы чтобы аудиосистемы подключены к вашему ПК или ноутбуку работали стабильно и выдавали качественное, чистое звечение.

AC’97 (audio codec ’97) — работает на частоте семплирования 96 кГц при этом используя 20-ти разрядное стерео-разрешения, а для многоканального воспроизведения и записи используется частота семплирования 48 кГц используя 20-ти разрядное стерео.

Realtek AC97 Audio А4.06 — это последняя официальная версия компонентов кодеков AC97 для ОС Windows: NT / 98 / 2000 / XP / 2003/ Vista / 7.

На этой странице вы можете скачать Realtek AC97 Audio Driver бесплатно и без регистрации. Все, что вам потребуется, так это нажать на ссылку, чтобы скачать Realtek AC97 Audio A4.06 для Xp или Realtek AC97 Vista Driver 6305.

Интегрированный AC’97-звук на материнской плате
Intel D815EFV

Сегодня у нас несколько необычный для раздела "Мультимедиа" обзор. Посвящён он изучению интегрированного в материнскую плату AC’97-звука. Объектом нашего пристального внимания стала материнская плата D815EFV от фирмы Intel. Причиной тому — значительно возросший за последнее время интерес к интегрированному звуку, с одной стороны, и возникший в кулуарах нашей редакции предобзорный ажиотаж вокруг интегрированного звука на этой плате — с другой.

Открою вам тайну, друзья мои. Интегрированный звук на материнских платах все последние годы по-шпионски тихо и незаметно внедрялся в персональные компьютеры и умы пользователей, вытесняя при этом самые дешевые звуковухи. Сегодня же интегрированный звук просто перешёл в наступление и развернул боевые действия на уровне полноценных звуковых карт! Посмотрите на спецификации nForce APU. Инженеры NVIDIA настолько обнаглели, что сделали характеристики этой звуковой подсистемы компьютера не уступающими, а где-то даже превосходящими таковые у самых современных звуковых карт (предстоящие тесты покажут нам границу между маркетингом NVIDIA и "суровой реальностью").

Однако если у любителя революций — NVIDIA всё звуковые фантазии существуют пока только на бумаге и в единичных экземплярах, то у прагматичной Intel процесс развития идёт "по Дарвину" (то есть присутствуют наследственность и чипсетовые мутации). И если пару лет назад при взгляде на материнские платы с интегрированным i810 мы могли констатировать только: "Ага, звук присутствует", то сегодня ситуация меняется в лучшую сторону.

При этом функциональную мощь и "крутизну" nForce APU обеспечивают несколько специализированных DSP. А вот у Intel предполагается основанное на спецификации AC’97 полностью программное решение, причем такое, которое не уступает, а по количеству заявленных уникальных фич даже превосходит на данный момент многие программно-аппаратные (HSP based) звуковые решения начального уровня. Заинтригованы? Тогда обо всём по порядку…

"AC’97-звук" — что это вообще такое?

На сегодняшний день это технически не совсем верное, но устоявшееся выражение, обозначающее интегрированный в материнскую плату звук, соответствующий спецификации AC’97. Ввиду убогой программной поддержки на уровне драйверов это выражение в умах пользователей подчас ассоциируется с чем-то "программным и убогим".

Один из часто задаваемых вопросов в нашей конференции Мультимедиа звучит так: "Где взять нормальные драйвера для этого отстоя, AC’97?" Отвечаем: AC’97 — понятие, не привязанное к звуку на материнской плате. На самом деле это спецификация от фирмы Intel на архитектуру аудиокодека (AC — Audio Codec) и цифрового интерфейса AC-link, соединяющего этот самый кодек с цифровым контроллером (Digital Controller). Последний может быть реализован как угодно: полностью программно (в чипсет интегрирован только контроллер шины), программно-аппаратно (HSP, DSP), полностью аппаратно (DSP). В этом случае говорят, что контроллер или даже вся звуковая плата выполнены в AC’97-стандарте (AC’97 compliant). Таковыми являются большинство современных звуковых чипов — EMU10K1, CS46x0, FM801AU, YMF7x4, SSA7785, ES1970, AU88x0 и т.п. (Спецификация содержит также определение ЦАП/АЦП у модемного кодека MC’97. Однако у производителей модемов аппаратная поддержка этой спецификации вместе с россыпью AMR/CNR/ACR-слотов пока не вызывает особого энтузиазма.)

При этом нельзя сказать, чтобы мейнстрим-чипы, не соответствующие спецификации AC’97, были бы некачественными. Просто в случае интегрированных чипов (EMU8K1, ES18XX, CM8738), чаще встречающихся в ISA-решениях, качество и необходимую на сегодня функциональность никто не гарантирует.

Итак, чем же нам грозит вариант, при котором материнская плата с высокоинтегрированным чипсетом, таким как i815, имеет (как бы он там не назывался) встроенный звук. Взглянем на схему интегрированного в чипсет "AC’97-звука":

Идея ясна. Вместо того, чтобы перелагать на CPU лишь часть вычислительной нагрузки по операциям со звуковыми потоками, как это происходит в недорогих HSP-решениях (YMF7x4, FM801AU), в случае "AC’97-звука" центральный процессор полностью выполняет функцию цифрового контроллера на уровне драйверов! При этом за обмен данными с AC’97-аудиокодеком на аппаратном уровне отвечает встроенный в чипсет материнской платы концентратор контроллеров ввода/вывода (ICH — I/O Controller Hub) посредством контроллера шины AC-link. Таким образом, вместо несколько странного термина "AC’97-звук" правильнее было бы использовать понятие "интегрированный звук на базе AC’97-кодека с программным цифровым контроллером", или просто "интегрированный звук".

Впрочем, пользователю Windows все эти тонкости знать необязательно. Достаточно поставить драйвера и можно обращаться к встроенному звуку как к обычной звуковой карте. При этом, однако, не будет лишним знать, какие преимущества и недостатки содержит подобное программное решение.

Интегрированный звук — кому это выгодно?

Преимущества для пользователя очевидны: дешевизна, масштабируемость и лёгкость обновления возможностей только лишь за счёт смены драйверов. Недостатки — возможное снижение производительности на слабых системах и зачастую уменьшенная функциональность. Последнее означает отсутствие многоканальных аналоговых и цифровых выходов на материнских платах с интегрированным звуком вследствие их позиционирования производителями как решений бизнес и начального уровня. Потенциально же имеются все возможности для реализации полноценной звуковой подсистемы.

В связи с этим особенную важность приобретает вопрос о качестве обработки звука на программном уровне. С одной стороны, специализированные DSP со специально разработанными алгоритмами микширования и работающими в реальном времени эффектами до определённой степени вне конкуренции. С другой стороны, если поднять планку на уровень действительно качественного звучания, то тут лидируют (в плане удобства, конечно же) программные решения, потому что DSP того же уровня становятся безумно дороги. Вспомним профессиональные 24/32-битные DirectX плагины. К их качеству и функциональности придраться очень трудно, а загрузка процессора находится на вполне приемлемом уровне (обработка одного стереопотока 48 кГц в реальном времени на процессоре класса P3-600 занимает всего 10-15%). Однако спустимся с небес на землю.

Зачем Intel продвигает такое чисто программное решение, тоже понятно. Мощь процессоров всё время растёт. И если брать 3D-игры, то в средних и высоких разрешениях роль CPU уже не так заметна — всё упирается в видеокарту или в кривые руки программистов (но от осознания этого факта никому не легче). У пользователей остается мало реальных стимулов покупать более новые и крутые процессоры. Так почему бы не нагрузить простаивающий Pentium 4 вычислениями, связанными со звуком? К тому же теоретически можно потеснить на рынке Low-End производителей звуковых плат. Только вот на практике они что-то никак не хотят тесниться и пока берут повышенной функциональностью. 🙂 Скажем, за $20 сейчас можно купить шестиканальную звуковую карту (на чипе FM801AU) с цифровыми входами и выходами, встроенным радио, поддержкой всех современных звуковых 3D API и с программным DVD-проигрывателем в комплекте. Таким образом, до недавних пор интегрированный звук обходил по всем параметрам только старые ISA-решения и удовлетворял лишь минимальным требованиям современного компьютера (озвучивание аськи, проигрывание CD-DA дисков и mp3-файлов), точнее, тем по сути "офисным" требованиям, на которые и был рассчитан.

Однако времена меняются.

Звуковая подсистема материнской платы Intel D815EFV

Совсем недавно в нашу исследовательскую лабораторию попала материнская плата от Intel на чипсете i815E:

Эта не слишком выдающаяся, по мнению наших специалистов, плата (см. отдельный обзор) обладает, однако, весьма интересными звуковыми возможностями.

Железная часть:

Интегрированный AC-link контроллер в Intel 82801BA I/O Controller Hub (ICH2), имеющий поддержку AMR и CNR;

Стерео AC’97-аудиокодек Analog Devices AD1885;

На плате расположены пластмассовые разъёмы с цветной PC99 маркировкой (микрофонный вход, линейный выход, линейный вход),

а также два внутренних разъёма — AUX in, CD in и какой-то интересный, но нераспаянный разъём, в документации помеченный как "front panel audio connector (optional)". Как нам пояснили в Intel, он служит для подключения панельки с микрофонным входом и выходом на наушники;

Программная часть:

Комплект ПО SoundMAX with SPX от Analog Devices с весом дистрибутива драйверов в 54 Мбайт(!). Заявлена оптимизация под MMX и SSE2 SIMD инструкции для процессоров Intel Pentium III и Pentium 4.

Драйвера:

Win98 SE, WinME и Win2K.

Совместимость с игровыми 3D Sound API:
  • DirectSound/DirectX 8.0;
  • Sound Production eXtensions (SPX);
  • EAX 2.0;
  • A3D 1.0;
  • Sensaura Macro FX / ZoomFX;
  • IA-SIG I3DL2.
Характеристики аудиокодека:
  • полный дуплекс вплоть до 16 бит 48 кГц;
  • SNR = 94 дБ А;
  • THD = 0,01 %;
  • IMD = 90 дБ;
  • FR = 20 Гц — 20 кГц +/- 0.1 дБ.
  • wavetable синтезатор 4 Мбайт DLS2, 128 GM-инструментов;
  • 1.2 Мбайт, 360 XGlite-инструментов;
  • 1024 MAXvoice программных голоса;

SPXSound Production eXtention — технология аудиорендеренга нового поколения. Синтезом звука разработчики управляют напрямую из игр и мультимедиа-приложений.

3D-звук от Sensaura:
  • EnvironmentFX, звуковой рендер 3D с 26 пресетами и полной поддержкой EAX1.0/2.0, I3DL2 реверберации;
  • эффекты ближнего поля Sensaura MacroFX;
  • эффекты дальнего поля Sensaura ZoomFX;
  • технология, использующая отдельные HRTF-фильтры для наушников, 2/4/6 колонок Digital Ear (возможен апгрейд до технологии индивидуальной подстройки HRTF-фильтров Virtual Ear);
  • технология Virtual Theater Surround для прослушивания 4 и 5.1-канальных саундтреков в фильмах (возможен апгрейд до аналогичной технологии для наушников Headphone Virtual Theater Surround).

Установка

В комплекте с материнской платой идут драйвера под Win98 SE, WinME и Win2K. Причём самые интересные для нас драйвера звуковых устройств выполнены в виде WDM-драйверов.

Конфигурация тестового компьютера:

  • материнская плата Intel D815EFV;
  • процессор Intel P3-550E;
  • видеокарта GeForce2 MX;
  • звуковая плата EgoSys WaveTerminal 2496;
  • сетевая карта Realtek 8029.

Операционная система Win98SE rus 4.10.2222A, DirectX 8.0a rus.

По умолчанию автоинсталлятор от Intel устанавливает все необходимые патчи и сам автоматически перезагружает компьютер в процессе по мере необходимости, что очень приятно (не нужно сидеть и всё время тупо нажимать кнопку Далее). Однако после всех установок в системе стоит SoundMAX версии 2, несмотря на то, что на компакте имеется дистрибутив последней версии драйверов — SoundMAX3. После корректного удаления второй версии ставим третью:

После перезагрузки в системном трее появляется синенькая эмблемка Analog Devices:

После выбора верхнего пункта появляется панель управления многочисленными настройками SoundMAX 3.0:

Заметьте, для русскоязычной версии Windows все надписи выполнены на приличном русском. А ведь в природе ещё часто встречается "китайский русский". 🙂

Настройка динамиков позволяет выбрать три варианта: наушники, рядом расположенные стереоколонки, разнесённые на некоторое расстояние стереоколонки. Звуковые среды — это выбор типа среды окружения. Доступно свыше десятка пресетов. Виртуальное пространственное звучание — функция создания виртуальных источников в наушниках или колонках. Клик на картинку переносит нас на сайт Sensaura в виртуальный магазин, где можно купить этот апгрейд (предназначенный только для SonudMAX3!) или загрузить 31-дневную trial-версию. Чем я, собственно, не преминул воспользоваться (внимание, картинка — анимированный gif, для просмотра активируйте эту опцию в браузере):

Я скептически отнёсся к этой "феньке", так как сомневался в возможности создания чего-то, превосходящего по качеству даунмиксинг DolbyDigital 5.1 (или Dolby ProLogic) в стерео (или Dolby Surround). Хотя мне и понравилась фишка PowerDVD под названием Dolby Headphone. Итак, я загрузил свой любимый плеер PowerDVD, поставил в нём 6 каналов, в настройках панели активировал режим 2 колонки и в Headphone Theater тоже поставил пресет 2 колонки. Далее по ходу роликов с различными многоканальными дорожками — Matrix, The Mask of Zorro, Blade я экспериментировал попеременно со всеми вариантами вывода звука через 2 колонки. К моему удивлению, технология Headphone Theater от Sensaura оказалась самой качественной: во-первых, сохраняется если не позиционирование источников, то хотя бы объёмность звучания, во-вторых, не срезаются высокие частоты. При выбора пресета "наушники" даже была претензия на виртуализацию тыловых каналов. По крайней мере, звук был очень интересным и на порядок лучше всяких "расширений стереобаз" и всевозможных Dolby Surround-ов.

Для любителей настроек предусмотрены расширенные опции настройки виртуального театрального зала, в котором якобы проходит просмотр фильма. Да, тут точно есть где подвигать ручки! 🙂

Таким образом, обладатели стереоколонок, имея данную материнскую плату, получают с технологией Sensaura Headphone Theater некоторый дополнительный козырь, причем совершенно бесплатно в течение одного месяца.

Другой интересный и также платный апгрейд (но, увы, без trial-а) — технология Virtual Ear. Эта технология позволяет преодолеть всего 3 стандартных пресета на HRTF-фильтры (сразу вспоминается ценность показателя "средняя температура по больнице") и подстроить трехмерный звуковой движок под особенности строения собственных ушей.

Следующая вкладка также заинтересовала обилием настроек:

Вспоминаем спецификацию. Wavetable синтезатор 4 Мбайт DLS2, 128 GM-инструментов присутствует. И даже имеет специальный загрузчик MIDI+DLS2 файлов:

В комплекте с драйверами идут три демонстрационных файла с характерной для опытного слуха трекерной музыкой. Почему бы и нет? DLS2 — отличный формат для пользовательских семплов.

1024 MAXvoice программных голоса относятся как раз к этому синтезатору, а стандартный комплектный GM-банк в 4 Мбайта вполне приемлем. По крайней мере, он значительно лучше стандартного программного Microsoft DirectMusic синтезатора с 3 Мбайтами GS-семплов Sound Canvas от Roland.

360 XGlite-инструментов в 1,2 Мбайта понравились мне меньше. Вернее, попытка проиграть GM и XG-композиции выявила не очень удачные и сильно изменённые по сравнению с S-YXG50 голоса инструментов. Любителям XG MIDI, видимо, придётся поставить что-то из полноценных программных синтезаторов от Yamaha — 50-й или 100-й.

Звучание семплов также было протестировано на нескольких караоке-файлах. Где-то был лучше 4 Мбайта DLS2 GM-банк, где-то — S-YXG50. XGlite звучал невыразительно, да и качество микширования MIDI-каналов было несколько грязноватым. Однако на дешевой акустике велика вероятность этого не заметить. Так что будем считать это моими придирками, ибо линейный выход приготовил нам приятный сюрприз.

Тесты линейного выхода

Некоторая дополнительная информация по поводу аудиокодека. Модель AD1885 фирма-изготовитель называет не иначе как AC’97 SoundMAX Codec. Из интересных свойств этого кодека нужно отметить: мультибитный SD -преобразователь, изменяемую частоту работы шины AC-link (от 7 до 48 кГц с шагом в 1 кГц) и возможность прямого подключения наушников без применения внешнего линейного буфера (ОУ).

Тесты проводились по единой для всех звуковых карт методике.

1. Режим работы: 48000 Hz, 16 bits
Частотная характеристика (от 20 Гц до 20 кГц): -0.57, +0.07 dB Very good
Уровень шума: -85.5 dB (A) Very good
Динамический диапазон: -80.4 dB Good
Нелин. искажения + шум: 0.016 % Good
Взаимопроникновение каналов: -79.6 dB Good

2. Режим работы: 44100 Hz, 16 bits
Частотная характеристика (от 20 Гц до 20 кГц): -0.87, +0.05 dB Very good
Уровень шума: -86.6 dB (A) Very good
Динамический диапазон: -81.6 dB Good
Нелин. искажения + шум: 0.017 % Good
Взаимопроникновение каналов: -78.0 dB Good

Кодек AD1885 показал отличные для интегрированного решения результаты! Великолепная неравномерность, очень низкий уровень шума. Показатели нелинейных искажений в присутствии сигнала превосходят соответствующие характеристики для многих современных звуковых карт. Можно только поздравить фирму Intel с грамотной разводкой печатной платы и с правильным выбором партнёра — производителя кодека. Находящаяся в 1 см от кодека сетевая карта Realtek 8029, идеальный постановщик помех :), совершенно не повлияла на характеристики, выдаваемые кодеком.

Хотелось бы отметить, что ещё до проведения тестов прослушивание музыки MP3 и CD-DA оставило от кодека самые приятные впечатления.

А где же SPX?

"Хорошо", — скажете вы. "Кодек SoundMAX — это гуд. А где же хвалёный SPX?" Идём на официальный сайт: www.analogdevices.com/soundmax.

По ссылке о якобы технических подробностях помимо тонны маркетинговой шелухи находим отдельные примеры применения этой технологии, дающие возможность составить о ней хотя бы какое-то представление:

  • звук мотора автомобиля при прибавлении и сбрасывании газа педалью акселератора значительно отличается от звука подобного же процесса у мотоциклетного мотора;
  • звук двигателя на скорости 5 миль/ч имеет совсем другой тембр, чем при скорости 65 миль/ч;
  • пение птичек в солнечный день совсем не такое, как в хмурую погоду, и не похоже на тревожный крик чаек перед грозой.

Таким образом, технология SPX призвана моделировать сложные и динамические звуковые образы, перед которыми обычная семпловая технология оказывается почти бессильной.

Уже известны компании, ведущие разработку игр с поддержкой SPX. Это Sony Online Entertainment (PlanetSide), Moto 1 (NHRA Drag Racing 2) и Infogrames (Test Drive). Кстати, об играх…

Тесты в играх

Алгоритмы Sensaura, на которых основаны игровые возможности SoundMAX, позволяют достичь очень хорошего качества позиционирования и совместимости с широким спектром игровых 3D Sound API: DirectSound/ DirectSound 3D (DirectX 8.0), EAX 1.0/2.0, A3D 1.0, Sensaura Macro FX / ZoomFX, IA-SIG I3DL2.

По поводу A3D 1.0 можно лишь сказать, что у него, как и у других звуковых решений на базе Sensaura, имеется лишь некоторая совместимость с этим интерфейсом посредством трансляции некоторых его вызовов в DS3D. С таким же успехом на любую звуковую карту можно поставить драйвера A2D 2.0 и иметь звук, условно совместимый даже с A3D 2.0.

Зато EAX 2.0 поддерживается в полной мере. Я проверил его работу в играх DeusEX (движок UT), Hitman: Codename47, Gunman Chronicles (движок HL), Serious Sam. Позиционирование источников присутствовало, звук был очень приличным, "выпадения" звука даже на таком слабеньком на сегодняшний день компьютере, как P3-550/128/GF2MX, в играх не наблюдалось. Пресеты окружения EAX включались, как им и положено было, во всех нужных случаях. Догадаться, что работает интегрированный в материнскую плату звук, было невозможно!

Последняя игрушка Serious Sam имеет встроенные средства для измерения производительности систем. Давайте посмотрим, велика ли плата за полностью программное решение?

Измерения проводились следующим образом. Вызывалась консоль, и в ней набиралось dem_bProfile=1 <Enter>. Далее из меню запускалась первая демка — Karnak demo. Настройки качества игры — на Normal.

Интегрированный звук SoundMAX сравнивался с дорогим аппаратным решением также на базе Sensaura — звуковой картой Hercules Game Theater XP (звуковой чип CS4630). Чтобы избежать влияния похожих dll-ек SoundMAX и Hercules, программное и аппаратное решения тестировались отдельно друг от друга путем установки драйверов для каждого на чистую систему (спасибо программе Norton Ghost за возможность создания имидж-файла и мгновенного восстановления из него раздела), при этом второй звук вынимался из слота или отключался в БИОСе. В качестве эталона звучания EAX выступала карточка Live! 5.1 Player от разработчиков этого стандарта — Creative Labs. Для того чтобы понять, насколько включение звука "кушает" производительность вообще, также были добавлены тесты без звука — No Sound.

Тесты проводились по два раза для каждой карты, затем выбирался лучший результат. Стабильность измерений выше всяких похвал — разброс значений не превышал +/-0,1 fps. На графиках по горизонтальной оси отложены значения кадров в секунду. Игра выдаёт кучу результатов, из которых я выбрал средний и минимальный fps как наиболее показательные.

Первый тест в 16-битном цвете и низком разрешении показывает совсем небольшие различия в производительности. Лидирует Live!, так как он имеет самый производительный из существующих чипов — EMU10K. Однако различие максимум в пару fps в пылу игры заметить просто нереально.

Второй тест — средние разрешения. Играбельность очень невысокая из-за слабого центрального процессора 550 МГц. Однако различие в средних значениях кадров в секунду осталось на том же уровне — 2…3 fps. Обратите внимание: из-за того, что производительность в средних и высоких разрешениях сдерживается в основном видеокартой, у центрального процессора есть время обсчитать как аппаратный, так и программный звук. Различия между NoSound и программным звуком очень небольшие, а с ростом разрешения или производительности процессора станут еще меньше.

Немного скажем и о качестве звука. Разницы между Hercules и SoundMAX я не заметил. И это говорит не о том, что Hercules такой плохой, а скорее о том, что SoundMAX хороший. 🙂 Live! 5.1 звучал немного лучше: больше высоких частот, лучше прослушивались отдельные звуки в общей звуковой атмосфере. Кстати, эта демка очень хорошо тестирует реальное качество микширования множества звуковых потоков — источников звука на игровой сцене. А их там, этих источников, десятка три как минимум! 🙂 Взрывы ракет, свист пуль, крики "а-а-а…" камикадзе, топот и мычание бегающих быков — и всё это на фоне интерактивной музыки. Ну так вот. Может, MIDI у Live! сейчас и не очень востребовано, но зато алгоритмы и наработки по смешиванию нескольких десятков звуковых дорожек в превосходном 32-битном качестве без потери "резкости", даже "сочности" звучания при прекрасной, не лезущей вперёд реверберации… Когда же кто-нибудь побьёт "короля звука Live!"? Я это вполне ответственно заявляю, потому что мой слух натренирован в выслушивании всех нюансов сведения и микширования при наложении качественных эффектов в собственных музыкальных композициях в различных секвенсорах. С другой стороны, нельзя сказать, что эти различия проявляются уж очень критично. На дешёвых пластмассовых хрюкалках есть шанс вообще не услышать половины звуков, не то что какие-то там тонкости… 🙂 И, конечно же, для встроенного звука показанное качество выше всяких похвал! Качество звука в играх превзошло ожидаемое от SoundMAX минимум раза в 2. Видимо, не зря Intel заключил с Analog Devices эксклюзивный контракт на эту технологию до конца года.

"А что там с многоканальным звуком?"

Задали мы этот вопрос разработчикам Intel. Ведь по-настоящему интересное решение — SoundMAX имеет все аппаратные и программные возможности по реализации четырёх или шести аналоговых выходов. Нам ответили, что для обеспечения гибкости сборщиков и снижения первоначальных затрат покупателей материнские платы будут комплектоваться только стерео кодеком. А для расширения возможностей, будь то шестиканальный звук или цифровой S/PDIF-выход, предлагается купить CNR-карту расширения. Ну, неужели этим "модным" разъёмам найдется наконец должное применение? 🙂 Звуковые CNR-карты должны вскоре поступить в нашу лабораторию, и в недалеком будущем мы надеемся рассказать вам о достоинствах и недостатках подобных решений в отдельном материале.

Выводы

Встроенный звук SoundMAX with SPX от Intel и Analog Devices показал нам, что при желании и определённом количестве серого вещества можно и из программного решения сделать отличную вещь, не уступающую ни по функциональности, ни по качеству гораздо более дорогим аппаратным решениям.

Realtek AC97 Audio Driver

Realtek AC’97 Audio Driver & Codecs — это бесплатное программное обеспечение, необходимое для качественного, чистого звучания и стабильной работы подключаемых к компьютеру аудиосистем.

Эквалайзер

Конфигурация динамиков

О программе

По своей сути является одним из интегрированных стандартов аудиокодеков, предшественником относительно новой спецификации HDA.

  • понятный и логичный интерфейс;
  • контроль воспроизведения и записи звуков;
  • поддержка пользовательских настроек;
  • вариативность звуковых эффектов;
  • встроенный пятиполосный эквалайзер;
  • моделирование 26 звуковых полотен.

Realtek AC97 Audio Driver необходим для нормальной работы служб со звуковым сопровождением и доступен при необходимости любым пользователям для скачивания. Он в полной мере обеспечит поддержку популярных форматов и максимальную производительность при воспроизведении или записи звука на компьютере и других подобных устройствах.

Несмотря на то, что программа драйвер отнюдь не новейшая спецификация среди современных звуковых решений, многие производители по-прежнему даже в ультра новых устройствах предпочитают использовать именно ее. И основная причина тому — простота и отточенность технологии. Она полноценно обеспечит нам старый добрый 16-ти битный звук с максимальным динамическим диапазоном в 96 дБ. К тому же, поддержит расширения, использующие для своего функционирования несколько кодеков с переменной частотой дискретизации и встроенными 3D-эффектами.

Realtek AC’97 Audio Codecs & Driver использует 20-ти разрядное стерео-разрешение и дискретизацию 96 кГц при одноканальном проигрывании, а для многоканального — 48 кГц. Для него запланированы два стерео выхода с независимой друг от друга регулировкой громкости, моно выход, а также микширование, усилие или отключение звука. Поддерживает слот AMR/CNR, а также SPDIF, что позволит при необходимости с легкостью подсоединять к компьютеру потребительскую электронику.

Realtek AC97 Audio Driver для Windows 10 32 и 64 bit предлагается скачать с официального сайта по ссылкам, представленные ниже.

Особенности спецификации AC’97 Audio Codecs:

  1. Фиксированная полоса пропускания. В работе применяются различные ресурсы системы.
  2. Определённый канал DMA. Поддерживает функционирование только одного активного логического устройства.
  3. Один моно выход или два стерео. Причем один сконструированный как линейный, а дополнительный может быть задействован как выход для наушников.

Инсталлятор Realtek AC’97 Audio Codecs представляет собой удобный помощник, который шаг за шагом проведет пользователя по всему пути установки. Сразу после окончания можно приступать к работе, необходимости в перезагрузке системы нет. Программу можно использовать как с 32, так и 64 разрядной версией Windows. Последняя версия приложения содержит обновленный движок 3D и вносит изменения в специальные пользовательские настройки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *