Компас 3d v18 как сделать лопасти
Перейти к содержимому

Компас 3d v18 как сделать лопасти

  • автор:

Урок 25. Модель крыльчатки

18 февраля, 2015 Анна Веселова

krihljchatka render1

kursy kompas 3d v20

Здравствуйте друзья! Сегодня будем строить модель крыльчатки, изображенной на рисунке ниже. Данная модель немного отличается от рассмотренной мною ранее модели турбины тем, что имеет лопасти, перпендикулярные основанию, тогда как у турбины они изогнуты в пространстве.

modelj krihljchatki

Порядок построения модели

1 Создаем основание, диаметром 300 мм и выдавливаем его на 10 мм.

2 Приклеиваем к основанию еще один цилиндр диаметром 45 мм, выдавливаем на 30 мм.

3 К этому цилиндру приклеиваем следующий цилиндр – диаметром 50 мм, высотой 5 мм.

4 Выделяем поверхность основания, создаем эскиз – траекторию для кинематической операции. Для ее создания используем команду Дуга по двум точкам.

5 Через конечную точку дуги строим плоскость через вершину, перпендикулярно ребру.

6 В этой плоскости создаем эскиз профиля лопасти крыльчатки.

7 Кинематической операцией формируем лопасть.

Командой Массив по концентрической сетке создаем оставшиеся 8 лопастей.

8 В плоскости XY создаем эскиз для вырезов на лопастях.

Вырезаем операцией Вырезать вращением.

9 Обрезаем лишний материал с лопастей.

10 Создаем эскизы выступов.

И формируем сами выступы – высота 15 мм, ширина (тонкая стенка – 3 мм).

11 Массивом по концентрической сетке создаем остальные выступы.

12 Формируем внутренний контур детали: первое – диаметр 40 мм, глубина 40 мм, второе – диаметр 35 мм, глубина 5 мм.

Компас 3d v18 как сделать лопасти

Получаем первый эскиз.

Получаем первую лопасть. Теперь нажимаем на плоскость XY и нажимаем создать эскиз.

Задаём радиус для дуг. Одна дуга как на рисунке задаем 500мм другая 400мм.

Затем нажимаем на команду авторазмер и задаём размеры как на рисунке. Расстояние между точками верхнего отрезка будет составлять 9 мм и расстояние между точками нижнего размера будет составлять 16 мм.

Выходим из режима эскиза.

Нажимаем на команду «Вырезать выдавливанием». Для первого направления указываем способ через всё. Затем активируем второе направление и также в способе указываем через всё. Нажимаем на галочку. И у нас получается уже уже похожее на лопасть.

Меняем значение радиуса на 40 мм и делаем скругление на противоположном углу.

Нажимаем на галочку.

И задаем нажимаем на команду «Диаметральный размер» и задаем размер окружностей наружняя окружность 50 мм внутреняя 40 мм.

Выходим из режима эскиза и нажимаем на команду «Элемент выдавливания» укажите расстоятие 42 мм. Затем активируйте второе направление и указываем расстояние 5 мм и нажимаем на галочку.

Теперь укажем ось вращения делаем левый клик по цилиндрической поверхности.

Сделайте скругление на отверстии пропеллера радиус 1 мм. На этом всё незабудьте показать преподавателю готовой 3 d модели. И сохраните, на этом всё.

Урок 25. Модель крыльчатки

18 февраля, 2015 Анна Веселова

krihljchatka render1

kursy kompas 3d v20

Здравствуйте друзья! Сегодня будем строить модель крыльчатки, изображенной на рисунке ниже. Данная модель немного отличается от рассмотренной мною ранее модели турбины тем, что имеет лопасти, перпендикулярные основанию, тогда как у турбины они изогнуты в пространстве.

modelj krihljchatki

Порядок построения модели

1 Создаем основание, диаметром 300 мм и выдавливаем его на 10 мм.

2 Приклеиваем к основанию еще один цилиндр диаметром 45 мм, выдавливаем на 30 мм.

3 К этому цилиндру приклеиваем следующий цилиндр – диаметром 50 мм, высотой 5 мм.

4 Выделяем поверхность основания, создаем эскиз – траекторию для кинематической операции. Для ее создания используем команду Дуга по двум точкам.

5 Через конечную точку дуги строим плоскость через вершину, перпендикулярно ребру.

6 В этой плоскости создаем эскиз профиля лопасти крыльчатки.

7 Кинематической операцией формируем лопасть.

Командой Массив по концентрической сетке создаем оставшиеся 8 лопастей.

8 В плоскости XY создаем эскиз для вырезов на лопастях.

Вырезаем операцией Вырезать вращением.

9 Обрезаем лишний материал с лопастей.

10 Создаем эскизы выступов.

И формируем сами выступы – высота 15 мм, ширина (тонкая стенка – 3 мм).

11 Массивом по концентрической сетке создаем остальные выступы.

12 Формируем внутренний контур детали: первое – диаметр 40 мм, глубина 40 мм, второе – диаметр 35 мм, глубина 5 мм.

Механические передачи в Компас-3D

Механическая передача это — механизм, служащий для передачи и преобразования механической энергии от энергетической машины до исполнительного механизма (органа) одного или более, как правило, с изменением характера движения (изменения направления, сил, моментов и скоростей). В прошлом уроке мы научились создавать модели и чертежи шестерен, а в этом — рассмотрим другие способы передачи вращения, а также коротко рассмотрим не только графическую составляющую комплекса программ Компас-GEARS, но и расчетную.

Для примера создадим вал, на котором будут крепиться 2 шестерни. Одна — с помощью шпоночного соединения, а вторая — с помощью шлицов. Также создадим для этого вала шестерни с отверстиями под шпоночный паз и шлицы.

Вал можно создать любым удобным способом, которые показаны в уроке по созданию вала Урок по созданию вала в Компас-3D.

Для создания шпоночного паза запустим соответствующую библиотеку, которая находится в меню ПриложенияМеханикаВалы и механические передачи 3DРазъемные соединенияШпоночный паз.

Путь к библиотеке создания шпоночного паза

Далее в библиотеке стандартных изделий выберем тип шпоночного паза по ГОСТу.

Библиотека стандартных шпоночных пазов

Открылась панель позиционирования, в которой нужно задать цилиндрическую поверхность на которой будет создан паз, а также плоскость от которой будет отсчитываться начало паза и угол наклона, если паз нужно разместить под определенным углом.

После указания поверхностей, зададим длину паза. Остальные параметры будут подобраны в соответствии с выбранным ГОСТом и диаметром указанного участка вала.

Окно библиотеки стандартных изделий для ввода параметров паза

Теперь построим шлицевое соединение. Также зайдем в библиотеку ПриложениямеханикаВалы и механические передачи 3DРазъемные соединения и запустим инструмент шлицы. Выберем ГОСТ, по которому будет создаваться наши шлицы.

Библиотека стандартных шлицевых соединений

При создании шлицевого соединения, диаметр вала нужно подбирать заранее под проектируемый диаметр. Далее в библиотеке можно задать расстояние, на которое будут созданы шлицы, тип исполнения, серию и диаметр фрезы. Значение диаметра будет зависеть от диаметра вала, на котором будут создаваться шлицы. Остальные параметры закреплены ГОСТом и не могут быть изменены.

Таблица выбора типоразмеров и параметров создаваемого шлицевого соединения

Редактировать данные элементы можно нажав в дереве построения на соответствующую позицию правой кнопкой мыши и в выпадающем меню выбрать Редактировать. Также как в прошлом уроке мы редактировали шестерни.

Вал со шпоночным пазом и шлицами

Аналогично можно создавать внутренние шлицевые и шпоночные соединения. Теперь, используя знания, полученные в этом и прошлом уроке, можно создать механическую передачу из двух шестеренок и соединяющего их вала.

Итоговый результат построения

Звездочки для приводных роликовых цепей

Кроме создания механических передач из шестерен, библиотека Компас-3D дает возможность строить и другие типы элементов механических передач, например звездочки для приводных роликовых цепей.

Создание цепной передачи происходит аналогично созданию шестеренок. В библиотеке Валы и механические передачи 3D выбираем Механические передачизвездочки для приводных роликовых цепей.

Путь к библиотеке построения звездочек для приводных роликовых цепей

Далее, как и в построение шестеренок нажимаем Расчет Механические передачи в Компас-3DГеометрический расчет.

Окно геометрического расчета звездочек

В окне ввода параметров требуется ввести число зубьев ведущей и ведомой звездочки, межосевое расстояние, а также выбрать обозначение цепи, которые рассортированы по ГОСТам (вкладки расположены в верхней части окна) и типам (в левой части окна).

Окно выбора обозначений цепи

В таблице также представлены параметры цепей и максимальная нагрузка, которую может выдержать цепь. Для расшифровки наименований цепей внизу окна есть ссылка на таблицу ГВС 005-2015 марок роликовых и втулочных цепей. Далее нажимаем кнопку расчет Механические передачи в Компас-3Dи если никаких ошибок при расчете не было, нажимаем кнопку закончить расчеты. Механические передачи в Компас-3D

Готовая звездочка для приводных роликовых цепей

Механические передачи в Компас-3D

В окне Исходные данные, выбрав кнопку проектный расчет, можно задать параметры передачи и режим ее работы, рассчитать срок службы выбранной звездочки, подобрать более подходящую звездочку или изменить режим работы. Данная функция позволяет значительно сократить время проектирования, так как не нужно вручную пересчитывать все параметры для каждого отдельного случая.

Нажав на кнопку Работоспособность, в окне Исходные данные, откроется окно выбора параметров, после чего, нажав кнопку Расчет Механические передачи в Компас-3D, выводится подробный отчет о конструктивных параметрах создаваемой звездочки, которые можно сохранить либо отправить на печать.

Параметры создаваемой звездочки

Шкив зубчатоременной передачи

Для создания ременной передачи, выберем в меню Валы и механические передачи 3DМеханические передачиШкив зубчатоременной передачи. Здесь также в начале требуется задать геометрические параметры будущей передачи: тип ремня, геометрические параметры шкива, и пр.

Окно геометрического расчета шива зубоременной передачи

Также как и в предыдущих примерах нажмем кнопку расчет Механические передачи в Компас-3Dи если все параметры верны, то можно сохранить данные в отдельный файл или продолжить построение модели нажав кнопку закончить расчеты. Механические передачи в Компас-3D

Пункт для выбора проектного расчета шива зубоременной передачи

Выбрав вариант Проектный расчет, можно задать условия работы, при которых будет работать передача.

Механические передачи в Компас-3D

Для продолжения работы нужно нажать кнопку Расчет. Механические передачи в Компас-3DПосле этого, программа сама подберет возможные варианты и предложит выбрать из списка наиболее подходящий ремень и шкив, а также выведет краткую характеристику выбранного профиля ремня.

Таблица выбора оптимального варианта передачи методом дискретного поиска

Для окончания нажмем кнопку Выбрать вариант Механические передачи в Компас-3Dи перейдем к корректировке геометрических параметров шкива.

В этом уроке мы кратко рассмотрели основные виды механических передач, создание модели и подбор параметров по условиям работы передачи.

Как сделать деталь в КОМПАС-3D

Создание деталей в КОМПАС не составит для Вас труда, если Вы хорошо ориентируетесь в функционале КОМПАС-График. Основа трехмерного проектирования — создание эскизов, перемещение которых в пространстве и позволяет получить объемные тела. Эскиз можно сравнить с фрагментом, для его построения используются команды построения геометрических примитивов: отрезков, окружностей, прямоугольников и др.

Если же говорить про способы создания детали, то их не так уж и много. Существует 4 формообразующие операции:

  • выдавливания;
  • вращения;
  • по траектории;
  • по сечениям.

Правда, существуют и другие способы построения, но они встречаются намного реже. Например, гибридное моделирование, работа с листовым телом, булевы операции.

Получается любая деталь состоит из простейших объемов, каждый из которых выполнен одной из 4-х формообразующих операций.

С чего начать создание детали

Каждая деталь состоит из последовательности формообразующих операций, формообразующие операции в свою очередь работают на базе эскизов. Первым делом стоит определиться на какие простейшие объемы можно разбить деталь, чтобы каждый из объемов выполнить в отдельной операции и в совокупности получить единую деталь.

Пошаговая инструкция построения детали

Разберем небольшой пример. Нам нужно создать деталь Упор. Конечная модель представлена на скриншоте:

Как в КОМПАС создать деталь

За одну операцию данную деталь не построить, поэтому нужно проанализировать геометрию и определиться на какие части будет поделено тело. Не важно получится у Вас 3 части или 10, Вы должны только определиться: как сделать деталь быстрее и проще. Например, можно у детали Упор построить основание сразу с четырьмя крепежными отверстиями, а можно вначале операцией выдавливания выдавить прямоугольник, а отверстия добавить в следующей операции. Оба варианта будут правильными, главное выбрать удобный и понятный именно Вам.

Лично я данную деталь построил бы в 4 операции, не считая «украшательств» в виде фасок и скруглений. Это были бы:

  • операция выдавливания основания;
  • операция построения на основании усеченного конуса;
  • операция вычитания четырех сквозных отверстий;
  • операция вычитания глухого отверстия.

С последовательностью определились, следующий шаг выбрать плоскость для построения первого эскиза и направление выполнения операции. Плоскость и направление повлияют на последующее отображение данной модели в ассоциативных видах чертежа.

Если выбрать в качестве базовой плоскости для основания системную плоскость ZX, то вид Спереди будет выглядеть вот так:

Если же исходной плоскостью будет плоскость XY, то вид Спереди будет выглядеть вот так:

Ничего страшного в таком представлении нет, просто понадобятся дополнительные действия, чтобы ассоциативный чертеж соответствовал представлению конструктора о расположении видов.

Для правильного построения советуем изначально в пустом файле Детали выбрать нужную ориентацию на Панели быстрого доступа и после этого приступать к построению.

В нашем случае, если в качестве основания принимается прямоугольная бобышка, удобнее всего выбрать вид Сверху и выполнить построение первого эскиза на плоскости ZX.

Эскизы можно строить на плоскостях и плоских гранях. В нашем случае для построения первого эскиза используется системная плоскость ZX. Строить её не нужно, в новой детали системные плоскости: ZX, ZY, XY присутствуют по умолчанию.

Для создания эскиза выбираем плоскость ZX. Сделать это можно либо кликнув по плоскости в окне модели:

Выбор плоскости в окне модели

Либо указав её в Дереве модели:

Выбор плоскости в дереве

Выделив плоскость одним из способов нужно нажать команду «Создать эскиз» . Способов вызова команды несколько. Чаще всего используют вызов с Панели быстрого доступа

Либо с контекстного меню, которое появляется при нажатии правой кнопкой мыши на плоскости

Или с контекстной панели, которая появляется при выделении плоскости

После запуска команды, выбранная плоскость разворачивается в плоскость экрана и доступными становятся команды построения геометрических примитивов. Работу в эскизе можно сравнить с работой во фрагменте или чертеже КОМПАС-График.

Основание нашей детали проще всего выполнить командой «Прямоугольник по центру и вершине», которая расположена в расширенном списке команд «Прямоугольник»

Можно запустить команду «Прямоугольник», а к «Прямоугольнику по центру и вершине» перейти на Панели параметров

После вызова команды необходимо первым кликом указать центр прямоугольника, а вторым указать одну из вершин. Прямоугольник построим произвольных размеров, необходимые значения по горизонтали и вертикали зададим позже проставив управляющие размеры.

Проставим 2 линейных размера. Можно воспользоваться командой «Линейный размер», можно «Авторазмер».

При простановке авторазмера достаточно кликнуть на одном из вертикальных отрезков и в месте расположения размерной надписи, а затем по одному из горизонтальных отрезков и также в месте расположения его размерной надписи.

После простановки размера появляется окно:

В данном окне необходимо ввести значение размера. В нашем случае это 160 у горизонтального размера и 100 у вертикального.

Эскиз готов, 4 сквозных отверстия мы выполним позже, поэтому на данном эскизе их изображать необходимости нет. Если же мы решили бы выполнить отверстия в этой же операции, то нужно было бы построить следующий эскиз:

Выполнив построения в эскизе можно сразу перейти к формообразующей операции. В нашем случае — это операция выдавливания:

Кликаем по команде «Элемент выдавливания» и вводим необходимые значения на Панели параметров. В нашем случае нет уклона, тонкой стенки или еще каких-либо дополнительных атрибутов. Нужно указать только высоту выдавливания. В нашем примере высота=20.

Вводим значение 20 в ячейку «Расстояние» на Панели параметров

Подтверждаем операцию кнопкой «Создать объект» или нажав колесо на мышке. В итоге получаем следующее тело:

Основание построено, для последующих эскизов можно использовать плоские грани основания. Способов создавать эскизы и операции несколько, в текущем примере мы рассмотрим один, чтобы не перегружать статью.

Построив основание «сбрасываем» команду «Элемент выдавливания» клавишей Esc или кнопкой «Отмена» на Панели параметров . Если не «сбросить» команду, то последующий выбор грани приведет к её выдавливанию, придется переходить на эскиз через Панель параметров, а такой способ в данной статье мы не рассматриваем.

Выделяем верхнюю грань основания и запускаем команду «Создать эскиз» любым из способов, которые были рассмотрены в данной статье. Например из контекстной панели

В открывшемся эскизе строим окружность произвольного размера. Центр окружности размещаем в начале координат. Для построения окружности используем команду «Окружность»

После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 70.

Непосредственно из эскиза переходим на операцию выдавливания, запустив команду «Элемент выдавливания»

На Панели параметров задаем Расстояние = 60 и Угол = 4 (если у угла нужно сменить направление, то нажимаем «Сменить направление» ), нажимаем «Создать объект» или колесо мыши. В итоге получаем:

Следующий шаг — добавить на деталь отверстия и скругления. Начнем с отверстий. Выделим верхнюю грань основания и создадим новый эскиз. Способы вызова команды рассматривали ранее, поэтому останавливаться подробнее на этом не будем.

В эскизе выполняем построение четырех окружностей. Как вариант начертить 1 шт., а остальные получить командой «Зеркально отразить».

Для построения окружности используем команду «Окружность»

После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 15.

Также ставим 2 размера от начала координат — один вертикальный, другой горизонтальный. Значение вертикального размер 35, горизонтального 65.

Построим в эскизе оси симметрии, которые необходимы нам для симметричного переноса построенной окружности. Оси построим командой отрезок, со стилем линии «Осевая». Длина отрезков не играет роли, главное получить одну горизонтальную ось и одну вертикальную. Точка привязки осей- начало координат.

Берем команду «Отрезок»

На Панели параметров ставим стиль линии «Осевая»

Строим 2 отрезка произвольной длины — один вертикальный, второй горизонтальный. Точка привязки начальной точки отрезков — начало координат.

Выполнив вспомогательные построения перейдем непосредственно к получению копий. Выделим окружность и запустим с инструментальной панели Изменение геометрии команду «Зеркально отразить»

Укажем одну из построенных осей. В итоге произойдет симметричное копирование и эскиз будет выглядеть вот так:

Прервем команду, выделим уже обе окружности (удерживая клавишу Ctrl или Shift), вновь запустим команду «Зеркально отразить» и укажем вторую из построенных осей (если вначале указывали вертикальную ось, то теперь укажем горизонтальную). Получим еще 2 копии, эскиз будет выглядеть так:

Не выходя из эскиза, запустим команду «Вырезать выдавливанием» с инструментальной панели Элементы

На Панели параметров сменим способ на «через все»

Нажмем кнопку «Создать объект» или подтвердим команду нажатием на колесо мыши.

В итоге получим деталь с четырьмя отверстиями

Аналогично будет построено центральное отверстие. Из особенностей — отверстие не сквозное, поэтому на Панели параметров команды «Вырезать выдавливанием» нужно будет указывать конкретное расстояние, в нашем случае это 60 мм.

На верхней гране усеченного конуса создаем эскиз

В Эскизе строим окружность диаметром 50 мм., центр окружности привязываем к началу координат. Стиль линии — «основная». Если у Вас с прошлой операции построения осей стиль линии остался «осевая», то необходимо изменить его на Панели параметров

Не выходя из эскиза запускаем команду «Вырезать выдавливанием» и на Панели параметров указываем глубину выдавливания 60 мм.

После указания параметров нажимаем «Создать объект» или подтверждаем команду нажатием на колесо мыши.

Деталь должна выглядеть следующим образом:

Осталось указать на детали скругления и фаски.

Выбираем команду «Скругление» с инструментальной панели Элементы тела

Команда скругление

Задаем на Панели параметров радиус скругления. В нашем случае у вертикальных ребер основания радиус равен 10 мм. Кликаем по всем четырем ребрам, в итоге получаем вот такое изображение:

Для удобства указания ребер, чтобы не крутить модель можно было перейти в режим отображения «Каркас»

Деталь будет выглядеть в виде скелета и указывать невидимые в режиме «Полутоновое» ребра

В дальнейшем можно перейти обратно на полутоновое отображение или выполнять построения дальше в «Каркасе». Мы перейдем обратно в «Полутоновое»

Выполним скругление верхних ребер основания и ребра между основанием и усеченным конусом. Для этого запустим вновь команду «Скругление» на Панели параметров зададим радиус 5 мм. и укажем необходимые ребра:

Верхние ребра основания представляют собой замкнутый контур и расположены они по касательной друг к другу, поэтому можно указать только одно из ребер. Подтвердим построения кнопкой «Создать объект» или нажатием на колесо мыши.

Осталось построить фаски, но данное построение оставим Вам в качестве домашней работы. Скажу только, что фаска строится аналогично скруглению — также нужно указывать ребра, а вместо радиуса задавать длину и угол или длины двух катетов фаски. Сама команда находится в расширенном списке команды «Скругление»

Компас 3d v18 как сделать лопасти

Ни для кого не секрет, что сегодняшний виртуальный мир немыслим без анимации. Напомню, что анимация — это технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения. Для создания мультипликации, рекламы, фильмов и другого анимационного цифрового контента применяются специализированные программные продукты. Системы автоматизированного проектирования (САПР) также обладают средствами для визуализации движения механизмов, приборов, устройств, узлов машин.

В статье речь пойдет о работе с анимацией в САПР КОМПАС­3D. Библиотека анимации КОМПАС­3D предназначена для анализа взаимного движения компонентов и узлов механизма с наложенными связями и ограничениями на стадии разработки, а также выявление ошибок при соударении деталей. Еще одно ее предназначение — это создание интерактивных инструкций и руководств по сборке­разборке механизма, презентаций, видеороликов, а также двумерных последовательных кадров с целью подробного изучения взаимного движения компонентов и узлов механизма.

Функции и настройка

В режиме сборки при создании анимации к компонентам можно применять следующие действия:

  • перемещение элемента или элементов сборки по траектории, которую можно задать с помощью 3D­сплайнов и 3D­ломаных;
  • вращение компонента вокруг осей;
  • управление прозрачностью элемента;
  • использование переменных;
  • создание траектории любой точки.

Для режима перемещения и вращения в отдельном диалоге могут задаваться такие параметры, как направление, скорость, время.

Режимы анимации Перемещение и Вращение могут быть применены в сборках над деталями и подсборками. Если в сборке присутствует подсборка, то применить какое­либо действие к ее компонентам невозможно, только к самой подсборке, потому что фактически все детали этой подсборки считаются зафиксированными.

Рис. 1. Способы вызова библиотеки анимации

Рис. 1. Способы вызова библиотеки анимации

Пункт Настройки находится в меню Анимация (рис. 2). В этом пункте находится большое количество настроек, касающихся функций движения элементов и воспроизведения анимации: частота кадров, перестроение картинки, цикличность воспроизведения и т.д.

Рис. 2. Меню библиотеки анимации

Рис. 2. Меню библиотеки анимации

Рис. 3. Дерево построения со свободным компонентом

Рис. 3. Дерево построения со свободным компонентом
и компонентами, лишенными всех степеней свободы

Однако это вовсе не означает, что при создании сборки пользователь должен добиваться фиксации всех элементов. Важно найти золотую середину и не перенасыщать сборку ненужными связями (если на два компонента, к примеру, одновременно наложены сопряжения Параллельность и На расстоянии, то, в дальнейшем это может привести к ошибке пересопряжения сборки). Сопряжения играют большую роль в создании анимации. Когда связи между компонентами настроены правильно, то процесс анимации протекает без ошибок.

Пункт Возврат в исходное состояние возвращает модель после очередной визуализации в исход­ное состояние, то есть все исключенные сопряжения включаются в расчет, тем самым возвращая компоненты в исходные точки с наложенными между ними связями. Такой маневр эффективен, потому что мы можем в любой момент остановить анимацию, если вдруг что­то пойдет не так. Вручную снова накладывать сопряжения очень долго, поэтому таким способом не только возвращается начало сценария, но и сама сборка возобновляет все связи и перестраивается в исходное положение.

Трудно показать пример анимации в статическом виде, но постараемся описать, как это должно выглядеть с точки зрения правильности настроек и последовательности написания сценария. Все анимации, рассматриваемые в данной статье, представлены на специальном интернет­ресурсе (ссылка в конце статьи).

Начало работы

Рассмотрим простейший пример анимации — перемещение шайбы вдоль оси болта. Перед тем как приступить к созданию сценария анимации, необходимо создать сопряжения данных элементов, а также построить траекторию перемещения шайбы.

Для данного сценария сделаем всего один шаг — Шаг 1. Создавать его из меню Шаги нет необходимости, потому что при старте диалогового окна библиотеки анимации Шаг 1 присутствует в контексте сценария по умолчанию (рис. 2).

Рис. 4. Создание эскиза отрезка траектории

Рис. 4. Создание эскиза отрезка траектории
в контексте сборки и настройка сопряжений

Следующий этап — добавление компонента, который будет подвергаться перемещению. В меню Компоненты и переменные выбираем пункт Добавить компоненты -> В дереве сборки. Выбираем в дереве построения шайбу (элемент в окне сборки подсвечивается красным цветом) и нажимаем Ok в появившемся окошке (рис. 5). Также элемент можно выбрать в окне модели, нажав, к примеру, на любую из его граней. Шайба появляется в дереве анимации в соответствующем шаге (рис. 6).

Рис. 5. Добавление компонента в сценарий анимации

Рис. 5. Добавление компонента в сценарий анимации

Рис. 6. Дерево анимации с выделенным в нем компонентом

Рис. 6. Дерево анимации с выделенным в нем компонентом

Чтобы построить траекторию, необходимо выделить в дереве анимации шайбу (см. рис. 6) (в окне сборки она подсветится желтоватым цветом) и войти в меню Параметры. Выбираем пункт Добавить траекторию -> В дереве сборки и указываем в окне сборки левой клавишей мыши отрезок. В появившемся диалогом окне настраиваем направление (прямое или обратное), скорость перемещения или время, за которое шайба должна пройти данный путь (рис. 7).

Рис. 7. Диалоговое окно параметров перемещения компонента

Рис. 7. Диалоговое окно параметров перемещения компонента

В дереве анимации в раскрывающемся списке Шаг 1 -> Шайба C.8.37 ГОСТ 11371­78 появляется пиктограмма траектории, одновременно с этим в дереве построения сборки появляется 3D­сплайн. При создании сценария анимации сопряжения элементов, участвующие в визуализации и перемещении в пространстве, следует исключить из дерева построения. Это можно сделать не выходя из диалога сценария анимации (рис. 8).

Рис. 8. Дерево сценария анимации и отключение сопряжений в дереве построения сборки

Рис. 8. Дерево сценария анимации и отключение сопряжений в дереве построения сборки

Как уже упоминалось ранее, в этом примере можно описать функцию соударения компонентов при движении. Для этого в меню Соударения выбираем пункт Выбрать компоненты и в дереве построения или окне сборки указываем шайбу и болт (рис. 9). В меню Анимация -> Настройки необходимо включить опцию Останавливать при соударении. После запуска анимации, как только шайба коснется шляпки болта, сборка выделяется красным цветом и анимация останавливается, что указывает на соударение компонентов (рис. 10). Это частный случай, когда специально было сделано преднамеренное превышение пути перемещения. В реальности такая функция носит более значимый характер — она служит для выявления коллизий при взаимном движении узлов и деталей в механизмах машин.

Рис. 9. Дерево анимации с добавлением функции соударения компонентов

Рис. 9. Дерево анимации с добавлением функции соударения компонентов

Воспроизведение анимации

Рис. 10. Соударение компонентов в режиме анимации и панель управления воспроизведения анимации с сохранением видеофайла

Рис. 10. Соударение компонентов в режиме анимации и панель управления воспроизведения анимации с сохранением видеофайла

Эффект вращения

На примере коленчатого вала двигателя попробуем рассмотреть эффект вращения. В реальности поршни приводят вал в движение, но для данного примера лучше переделать принцип работы механизма двигателя. Здесь вращательное движение вала будет приводить в поступательное движение шатуны с поршнями, которые перемещаются в осевом направлении по гильзам цилиндров. Правильное сопряжение всех деталей и подсборок исключает возможность появления ошибок при перестроении. Для наглядности процесса скроем главную зафиксированную деталь — блок цилиндров. В случае если элемент скрыт, в отличие от его исключения из расчета, все связи остаются активными. Для того чтобы сделать поршни видимыми и улучшить отображение процесса, разрежем гильзы цилиндров пополам секущей плоскостью в режиме деталировки.

Рис. 11. Параметры вращения и дерево анимации

Рис. 11. Параметры вращения и дерево анимации

Поскольку поршни сопряжены с гильзами соосно, поршни сопряжены тем же образом с шатунами с помощью поршневых пальцев, а гильзы зафиксированы относительно блока цилиндров, при вращении вала каждый шатун будет проворачиваться на соответствующий угол, а поршень совершать поступательные движения по гильзе цилиндров. При анимации, когда элементы изменяют свое местоположение относительно начального положения, в дереве построения сборки пиктограммы соответствующих деталей и подсборок приобретают значок в виде красной галочки (рис. 12).

Рис. 12. Анимация вращения коленчатого вала

Рис. 12. Анимация вращения коленчатого вала

Сопряжения механической связи

В функционале КОМПАС­3D помимо позиционирующих сопряжений присутствуют сопряжения механической связи: вращение — вращение, вращение — перемещение, кулачок — толкатель. Перемещение компонентов между собой происходит с учетом ограничений, налагаемых позиционирующими сопряжениями. Данные сопряжения позволяют немного увеличить потенциал операций вращения и перемещения при создании анимации. Чтобы понять суть сопряжений механических связей, рассмот­рим несколько частных примеров.

Рис. 14. Анимация зацепления зубчатой конической передачи

Рис. 14. Анимация зацепления зубчатой конической передачи

На рис. 16 показано, как при возвратно­поступательном движении зубчатой рейки происходит поворот вращающегося захвата.

Для построения траектории перемещения необходимо в дереве анимации выделить рейку и воспользоваться командой Перемещение -> Построить траекторию из меню Параметры. Затем в появившемся окошке Построение нужно нажать кнопку Считать положение (так система запомнит начальное положение рейки), а потом ручным перемещением компонента в контексте сборки переместить рейку в конечное положение и снова нажать кнопку Считать положение. После, по нажатии кнопки Завершить, в дереве анимации и дереве построения автоматически появится траектория в виде 3D­ломаной (рис. 17).

Рис. 17. Построение траектории перемещения компонента в контексте сборки

Рис. 17. Построение траектории перемещения компонента в контексте сборки

Рис. 18. Анимация кулачковых механизмов с кулачками разных профилей

Рис. 18. Анимация кулачковых механизмов с кулачками разных профилей

Настройка взаимодействия сводится к выбору рабочих граней и оси вращения кулачка. Также в окне сборки или дереве построения необходимо указать толкатель и задать направление или вектор, вдоль которого он будет перемещаться (рис. 19).

В зависимости от профиля кулачка и формы толкателя анимация кулачкового механизма позволяет выявить заклинивание механизма.

На каждом шаге можно совмещать принципы движения, например перемещение — перемещение, перемещение — вращение, в зависимости от того, что требуется изобразить. Рассмотрим несколько частных примеров взаимодействия движений компонентов.

Взаимодействие движений компонентов

Совместное движение одного компонента относительно другого можно рассмотреть на примере имитации сборки­разборки болтового соединения двух пластин.

В анимации присутствует болт, две скрепляемые пластины, шайба обычная, шайба стопорная и гайка. В сборке зафиксируем болт, а остальные элементы сопряжем с ним соответствующими связями. Проделаем следующую последовательность: свинчивание гайки и снятие ее, снятие шайбы стопорной, снятие шайбы обычной, снятие одной пластины, а затем и другой. Все компоненты по мере снятия будут исчезать с помощью функции прозрачности компонента. После этого соберем всю сборку в обратном порядке. Для сценария разборки нам потребуется минимум шесть шагов. По умолчанию Шаг 1 уже присутствует в дереве сценария, поэтому необходимо добавить еще пять шагов через пункт Добавить шаг в меню Шаги (рис. 20). С шагами можно делать различные операции — их можно перемещать друг относительно друга по дереву вверх и вниз, менять нумерацию следования, копировать, удалять и т.д.

Рис. 20. Добавление шагов в сценарий анимации

Рис. 20. Добавление шагов в сценарий анимации

На первом этапе надо скрутить гайку, для чего необходимо добавить ее в Шаг 1, предварительно выделив его левой клавишей мыши. Также в каждый последующий шаг добавляем по одному элементу в том порядке, в каком они должны сниматься с зафиксированного болта. Поскольку болт имеет резьбу (кинематический вырез эскиза вдоль кривой — спирали), то помимо вращения гайка должна еще и перемещаться. Остальные элементы будут только перемещаться.

Рис. 21. Некорректное отображение исчезнувших компонентов

Рис. 21. Некорректное отображение исчезнувших компонентов

Для того чтобы компонент исчезал не в процессе движения, а после снятия с болта, прозрачность компонента необходимо выносить для каждого элемента отдельным шагом, следующим после шага перемещения.

В данном примере был рассмот­рен случай совместного движения одного компонента в одном шаге. Другой вариант — это когда разные по назначению компоненты совершают перемещения в одном шаге. Яркий тому пример — движение любого автотранспорта осуществляется линейно по какой­то траектории, одновременно с этим у автомобиля должны вращаться колеса.

Перемещение разных компонентов на одном шаге

Анимацию движения автомобиля рассмотрим на примере движения троллейбуса по дороге (пример взят из тематического задания командного зачета олимпиады CAD­OLYMP 2013). Важным замечанием в данной визуализации будет то, что колеса должны быть добавлены в головную сборку отдельно от самой сборки троллейбуса. Процесс анимации из подсборки будет рассмотрен позднее, во второй части статьи, потому что анимация движения деталей и механизмов в подсборках возможна только при использовании переменных.

Рис. 22. Процесс создания сценария анимации движения троллейбуса

Рис. 22. Процесс создания сценария анимации движения троллейбуса

Траектория точки

Рис. 23. Вершина конуса карандаша в ловушке курсора

Рис. 23. Вершина конуса карандаша в ловушке курсора

Рис. 24. Дерево анимации с настроенными параметрами

Рис. 24. Дерево анимации с настроенными параметрами

Кнопка Создать объект добавляет в ветку дерева анимации соответствующее свойство компонента. Аналогично создаются остальные три шага, каждый из которых описывает крайние положения ползунов и запоминает траектории точек (рис. 24).

Анимация показывает процесс рисования эллипса в виде 3D­траектории, которая автоматически строится в дереве построения сборки. Эту траекторию можно потом редактировать стандартными средствами КОМПАС­3D. По умолчанию в меню Скрыть все элементы в сборке должна быть открыта опция Пространственные кривые, иначе построение не будет видно на экране (рис. 25).

Рис. 25. Анимация рисования эллипса

Рис. 25. Анимация рисования эллипса

Кинограммы

Рис. 26. Анимация узла запрессовки защитной разрезной шайбы

Рис. 26. Анимация узла запрессовки защитной разрезной шайбы

В меню Анимация -> Настройки необходимо включить опцию Кинограмма, задать ориентацию виду и выбрать количество кадров в секунду. Анимация механизма покадрово записывается в папку Кинограмма в отдельные файлы в виде КОМПАС­Фрагмент (рис. 27).

Рис. 27. Кинограмма механизма

Рис. 27. Кинограмма механизма

В следующей части статьи планируется рассмотреть анимацию, затрагивающую работу в подсборках, где требуется использование параметризации объектов и ввод внешних переменных.

Если актуально, могу прислать файл модели посмотришь по дереву построений.

Да, было бы круто! Пришлите пожалуйста. Но только сейчас конкретно меня интересуют не такие лопасти. Я проектирую шнек для насоса. Там угол охвата лопасти очень большой — больше 200 градусов. Вот как бы мне его построить?

можете прислать мне тоже, немного не понимаю как делается выдавливание пос ечениям

Здравствуйте! Пришлите и мне пожалуйста. Я пытаюсь создать лопатку рабочую

Одна лопасть — «Выдавливанием», для простых лопастей. Для более сложных — «Выдавливанием по сечениям» или «Кинематическая операция». Если лопасть готова, то далее «Копия по концентрической сетке» указанного количества лопастей.

Сегодня Компас 3D является одной из самых популярных программ, предназначенных для создания 2D чертежей и 3D моделей. Большинство инженеров используют именно ее для того, чтобы разрабатывать планы зданий и целых строительных площадок. Также она широко используется для инженерных расчетов и других подобных целей. В большинстве случаев первой программой для 3D моделирования, которую учит программист, инженер или строитель, является именно Компас 3D. А все потому, что пользоваться ей очень удобно.

Использование Компас 3D начинается с установки. Она не занимает много времени и является вполне стандартной. Одной из основных задач программы Компас 3D является самое обычное черчение в формате 2D – раньше все это делалось на Ватмане, а сейчас для этого есть Компас 3D. Если Вы хотите узнать, как чертить в Компасе 3D, прочитайте эту инструкцию. Там же описан процесс установки программы.

Ну а сегодня мы рассмотрим создание чертежей в Компас 3D.

Создание фрагментов

Кроме полноценных чертежей, в Компасе 3D можно создавать отдельные фрагменты деталей также в формате 2D. От чертежа фрагмент отличается тем, что в нем нет шаблона для Ватмана и вообще он не предназначен для каких-то инженерных задач. Это, можно сказать, полигон или тренировочная площадка для того, чтобы пользователь мог попробовать чертить что-либо в Компасе 3D. Хотя фрагмент потом можно перенести на чертеж и использовать при решении инженерных задач.

пункт фрагмент в меню новый документ в Компасе 3D

Для создания фрагментов, как и для чертежей, есть специальная панель инструментов. Она всегда располагается слева. Там есть следующие разделы:

пункты меню фрагмента в Компасе 3D

Чтобы узнать, как работает каждый из этих элементов, нужно просто воспользоваться ним. В этом нет абсолютно ничего сложного, и если Вы учили в школе геометрию, сможете разобраться и с Компасом 3D.

линия на фрагменте в Компасе 3D

Окружность касательная к 1 кривой в Компасе 3D

После этого курсор изменится на квадрат, которым нужно указать прямую, касательно к которой будет проводиться окружность. После нажатия на нее пользователь увидит две окружности с двух сторон прямой. Нажав на одну из них, он зафиксирует ее.

проведение окружности касательная к 1 кривой в Компасе 3D

линейный размер в Компасе 3D

текст в Компасе 3D

Как видим, при вводе текста внизу тоже отображаются его свойства, такие как размер, стиль линии, шрифт и многое другое. После того, как фрагмент создан, его нужно сохранить. Для этого достаточно нажать кнопку сохранения на верхней панели программы.

сохранение в Компасе 3D

привязки в Компасе 3D

Создание деталей

пункт деталь в Компасе 3D

Там пункты панели инструментов несколько отличаются от того, что есть при создании фрагмента или чертежа. Здесь мы можем видеть следующее:

панель инструментов в детали в Компасе 3D

Самое главное, что нужно понимать при создании детали – это то, что здесь мы работаем в трехмерном пространстве в трех плоскостях. Для этого нужно мыслить пространственно и сразу наглядно в уме представлять, как будет выглядеть будущая деталь. Кстати, практически такая же панель инструментов используется при создании сборки. Сборка состоит из нескольких деталей. К примеру, если в детали мы можем создать несколько домов, то в сборке мы можем нарисовать целую улицу с домами, созданными ранее. Но сначала лучше научиться делать отдельные детали.

пункт эскиз на плоскости в детали в Компасе 3D

создание прямоугольника в эскизе на плоскости в детали в Компасе 3D

созданный прямоугольник в эскизе на плоскости в детали в Компасе 3D

операция выдавливания в детали в Компасе 3D

операция скругления в детали в Компасе 3D

операция вырезать выдавливанием в детали в Компасе 3D

Теперь можно попытаться поставить на получившейся фигуре столб сверху. Для этого откроем ее верхнюю плоскость как эскиз, и нарисуем по центру круг.

круг на верхней плоскости детали в Компасе 3D

столб на детали в Компасе 3D

После всего этого у нас получилась примерно такая фигура.

готовая деталь в Компасе 3D

вывод на экран панелей инструментов в Компасе 3D

Вышеперечисленные задачи является основными в Компас 3D. Научившись выполнять их, Вы научитесь пользоваться этой программой в целом. Конечно, чтобы описать все функциональные особенности и процесс использования Компаса 3D, придется написать несколько томов подробной инструкции. Но и самостоятельно эту программу тоже можно изучить. Поэтому можно сказать, сейчас Вы сделали первый шаг на пути к изучению Компас 3D! Теперь попытайтесь таким же образом нарисовать свой стол, стул, книгу, компьютер или комнату. Все операции для этого уже известны.

Закрыть

Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.

Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

Закрыть

Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.

как сделать деталь в компасе

Как сделать деталь в компасе? Этим вопросом задается каждый, кто только начал осваивать трехмерное моделирование.

На самом деле в этом нет ничего сложного. Особенно, если вы хорошо разбираетесь в 2d черчении в КОМПАС-график. Потому что создание любой детали начинается с создания эскиза.

После создания эскиза, деталь можно создать несколькими операциями:

  • вращения
  • выдавливания
  • по траектории
  • по сечениям

Операции для создания детали

Операции для создания детали

Как сделать деталь в компасе. Пошаговая инструкция.

Рассмотрим простой пример по созданию небольшой детали:

Деталь в Компасе

Деталь в Компасе

Итак, чтобы создать деталь в компасе, необходимо выполнить следующие действия:

  • запустите программу КОМПАС (в нашем примере – КОМПАС 3D V 19)
  • в открывшемся окне выберите команду Деталь

Создать деталь

Выбор типа документа

  • в созданном документе нажмите на необходимую плоскость
  • после этого, появится всплывающее меню, в нём нажмите на кнопку Эскиз

Создать Эскиз

  • после запуска команды Эскиз, откроется окно с Инструментами эскиза. Команды здесь такие же, как и при создании чертежа в КОМПАС-график

Создать окружность

  • выберите команду Окружность, чтобы создать основание нашей детали
  • установите центр окружности в начало координат эскиза и введите диаметр 55мм

Создать окружность

Создать окружность диаметром 55м

  • после этого, нажмите на команду Элемент выдавливания

Элемент выдавливания

  • откроется Панель параметров выдавливания элемента
  • в поле расстояние введите значение 25. Это будет толщина нашей детали

толщина детали

  • нажмите на команду Создать объект

Создать

  • нажмите на команду Завершить

Завершить

Добавьте отверстие в деталь:

  • нажмите на команду Отверстие простое

Отверстие простое

  • укажите поверхность для размещения отверстия. В нашем случае это верхняя поверхность детали

Поверхность для размещения отверстия

  • введите параметры отверстия, которое надо создать. Можете сделать также, как показано на изображении. Здесь добавлена резьба. Диаметр резьбы 10мм, шаг 1,5мм. Глубина отверстия через всё

Параметры отверстия

  • укажите координаты размещения отверстия. В нашем примере центр отверстия совпадает с центром осей координат. Поэтому в значениях координат ставим 0 и 0.

Размещение отверстия

  • нажмите на команду Создать объект

Создать объект

Наш деталь готова.

Как Сделать Деталь в Компасе [Компас 3D V19]

Видео

Также, можете посмотреть

Если данная информация была для вас полезная, оцените статью и поделитесь пожалуйста с друзьями. Также добавьте наш сайт в закладки. Тогда вы не пропустите новые и интересные статьи.

Урок 26. Модель гребного винта

25 февраля, 2015 Анна Веселова

grebnoyj vint render

kursy kompas 3d v20

Здравствуйте уважаемые читатели! Сегодня рассмотрим принцип построения модели гребного винта. Во многом способ построения модели винта похож на построение крыльчатки и турбины, но и имеются некоторые отличия.

Порядок построения

1 Выбираем плоскость zx, изометрия xyz. Создаем эскиз и помещаем в него рисунок контура лопасти.

grebnoyj vint ehskiz 1

Делаем эскиз окружности диаметром 16 мм. Выдавливаем цилиндр высотой 30 мм.

2 Заготовку для лопасти получим кинематической операцией. Для начала создадим эскиз профиля. Разместим его в предварительно созданной плоскости под углом к другой плоскостиploskostj pod uglom k drugoyj ploskosti.

ploskostj pod uglom

Выбираем плоскость zy и через ось z строим плоскость под углом 55°.

В этой плоскости троим эскиз – отрезок длиной 45 мм.

profilj lopasti

3 Теперь построим траекторию для кинематической операции — часть цилиндрической спирали, способ построения – по числу витков и высоте, n=0,35, h=20мм, диаметр 16 мм, угол 325 градусов, направление – левое.

traektoriya spiralj

4 Строим лопасть.

lopastj kinematicheskaya operaciya

Результат операции – Новое тело.

rezuljtat-novoe telo

5 Скрываем кинематическую операцию, выделяем плоскость zx, делаем в ней эскиз контура лопасти, т. е. обводим рисунок сплайном.

forma lopasti vinta

6 Вызываем команду Вырезать выдавливанием и формируем контур лопасти. Во вкладке Вырезание снимаем выделение с автоопределения и нажимаем на кнопку Список тел, оставляем только тело лопасти, цилиндр удаляем. Результат операции – Пересечение.

vihrezanie lopasti

vihbor tel dlya operacii

7 Оставшиеся лопасти получим массивом по концентрической сетке. Удобно в качестве объекта для операции указать сразу все тело лопасти, а не отдельные операции по его получению. Для этого в Дереве модели включаем отображение структуры модели vihklyuchtj otobrazhenie strukturihи выбираем тело лопасти.

Компас 3D Уроки — Лопасти Кулера

Заказать деталь или чертеж в Компас 3D ↓
Сайт для с примером заказов — kompasuroki.ucoz.ru
___UA_
У цьому відео показано як створити лопасті кулера
___RUS_
В этом видео показано ка сделать лопасти кулера
Данное видео вы можете найти на моем канале ↓
https://www.youtube.com/user/DENSHP

Новые видео на канале Den-Shp

  • Теплогенератор Для Сушильного Барабана (Пример 3D Модели)
  • Ремонт Зірочки Заднього Перемикача Велосипеда
  • Друк Кріплення На 3D Принтері (Ескіз →Модель → Готова Деталь)

Subscribe to our Telegram channel! @thewikihow_en subscribe Stay tuned on round-the-clock video trends selection!

Компас 3D уроки — лопасти кулера

Пасіб дружище, поміг, відео хороші, короткі, лаконічні, то шо треба!

Sergio

Дядь,а такой вопрос, как измерить угол лопасти и расчитать захват объёма воздуха этой лопастью?

Sergio

Выучил не только как чертить в компасе, но и Украинский язык)) с уважением))

Анна 7

Отлично.Сначала думала что половину не пойму(ибо не знаю украинского), но вы объяснили намного лучше, чем те кто подобные видео растягивают на час.
Спасибо большое за труд)

NikotoZ

Хотел бы спросить, вот я купил корпус в котором уже есть вертушка, купил кулер для процессора. И что удивительно, сто на обоих кулерах немного изогнутые лопасти. Мне писали что так должно быть для более эффективного охлаждения. Должно ли так быть, и правда ли это?

Вадим Купер

Мне помогло. Спасибо. Но думаю если было на русском охват аудитории был бы больше. п.с. не знал что можно перенести операции, за это отдельное спасибо)

Юрий Горбулин

Всё хорошо, урок отличный. Теперь хочу видеть все стандарты на чертеже на мове. Есть такие? Ну рассказал бы ты на русском, ну все понимают русский, программа на русском. Эхх . Я, кстати, всё понял из твоего монолога). Удачи!

Компас 3d v18 как сделать лопасти

18 февраля, 2015 Анна Веселова

krihljchatka render1

kursy kompas 3d v20

Здравствуйте друзья! Сегодня будем строить модель крыльчатки, изображенной на рисунке ниже. Данная модель немного отличается от рассмотренной мною ранее модели турбины тем, что имеет лопасти, перпендикулярные основанию, тогда как у турбины они изогнуты в пространстве.

modelj krihljchatki

Порядок построения модели

1 Создаем основание, диаметром 300 мм и выдавливаем его на 10 мм.

2 Приклеиваем к основанию еще один цилиндр диаметром 45 мм, выдавливаем на 30 мм.

3 К этому цилиндру приклеиваем следующий цилиндр – диаметром 50 мм, высотой 5 мм.

4 Выделяем поверхность основания, создаем эскиз – траекторию для кинематической операции. Для ее создания используем команду Дуга по двум точкам.

5 Через конечную точку дуги строим плоскость через вершину, перпендикулярно ребру.

6 В этой плоскости создаем эскиз профиля лопасти крыльчатки.

7 Кинематической операцией формируем лопасть.

Командой Массив по концентрической сетке создаем оставшиеся 8 лопастей.

8 В плоскости XY создаем эскиз для вырезов на лопастях.

Вырезаем операцией Вырезать вращением.

9 Обрезаем лишний материал с лопастей.

10 Создаем эскизы выступов.

И формируем сами выступы – высота 15 мм, ширина (тонкая стенка – 3 мм).

11 Массивом по концентрической сетке создаем остальные выступы.

12 Формируем внутренний контур детали: первое – диаметр 40 мм, глубина 40 мм, второе – диаметр 35 мм, глубина 5 мм.

Практическая работа по работе в программе Компас 3d создание «Пропеллера»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Создание 3 d модели «Пропеллера» в программе Компас 3 d ».

Для этого создаем новую «Деталь». Нажимаем на команду «Спираль цилиндрическая». Выделяем плоскость XY .

Затем укажем диаметр спирали 50 мм, затем способ построения выбираем «По числу витков и шагу», количество витков вводим 0,25 и шаг 200мм. По координатам XY вводим нули нажимаем на галочку.

Получаем первый эскиз.

Делаем левый клик по плоскости XZ и нажимаем создать эскиз.

Начертим вспомогательную прямую горизонтальную. Затем нажимаем на команду прямоугольник и делаем вот такой произвольный прямоугольник.

Затем задаём необходимые нам размеры с помощью команды «Авторазмер» ширина 100 мм, высота 1 мм и расстояние от центра координат до края прямоугольника будет составлять 25мм. Выйти из режима эскиза.

Нажимаем на команду «Элемент выдавливания», «Выдавливание по траектории» указываем сечение и левым кликом указываем траекторию.

Нажимаем на галочку.

Получаем первую лопасть. Теперь нажимаем на плоскость XY и нажимаем создать эскиз.

Нажмите на команду «Спроецировать объект» и левым кликом выбираем все ребра которые хотим спроецировать.

У нас получается вот такой эскиз. Далее нажимаем команду «Дуга» выбираем команду «Дуга по трём точкам» и делаем две дуги которые показаны на рисунке.

Задаём радиус для дуг. Одна дуга как на рисунке задаем 500мм другая 400мм.

Затем нажимаем на команду авторазмер и задаём размеры как на рисунке. Расстояние между точками верхнего отрезка будет составлять 9 мм и расстояние между точками нижнего размера будет составлять 16 мм.

Теперь нажимаем на команду усечь кривую и левым кликом отсикаем ненужные нам элементы боковины как на картинке.

Выходим из режима эскиза.

Нажимаем на команду «Вырезать выдавливанием». Для первого направления указываем способ через всё. Затем активируем второе направление и также в способе указываем через всё. Нажимаем на галочку. И у нас получается уже уже похожее на лопасть.

Скруглим острые углы нажмём на команду «Скругление» левым кликом выбираем необходимое ребро для скругления вводим значение радиуса 20 мм.

И скругляем необходимое нам ребро нажимаем на галочку.

Меняем значение радиуса на 40 мм и делаем скругление на противоположном углу.

Нажимаем на галочку.

Выбираем плоскость XY нажимаем создать эскиз. С помощью команды окружность мы рисуем 2 произвольные окружности.

И задаем нажимаем на команду «Диаметральный размер» и задаем размер окружностей наружняя окружность 50 мм внутреняя 40 мм.

Выходим из режима эскиза и нажимаем на команду «Элемент выдавливания» укажите расстоятие 42 мм. Затем активируйте второе направление и указываем расстояние 5 мм и нажимаем на галочку.

Нам необходимо сделать копии данной лопасти. Нажимаем на команду «Массив по концентрической сетке. Левым кликом указываем элементы которые мы будем копировать выделяем лопасть полностью со всех сторон.

Теперь укажем ось вращения делаем левый клик по цилиндрической поверхности.

Укажим количество лопастей 4 нажимаем на галочку.

Сделайте скругление на отверстии пропеллера радиус 1 мм. На этом всё незабудьте показать преподавателю готовой 3 d модели. И сохраните, на этом всё.

Как пользоваться Компасом 3D

Ну а сегодня мы рассмотрим создание чертежей в Компас 3D.

Создание фрагментов

Кроме полноценных чертежей, в Компасе 3D можно создавать отдельные фрагменты деталей также в формате 2D. От чертежа фрагмент отличается тем, что в нем нет шаблона для Ватмана и вообще он не предназначен для каких-то инженерных задач. Это, можно сказать, полигон или тренировочная площадка для того, чтобы пользователь мог попробовать чертить что-либо в Компасе 3D. Хотя фрагмент потом можно перенести на чертеж и использовать при решении инженерных задач.

Чтобы создать фрагмент, при запуске программы, необходимо нажать на кнопку «Создать новый документ» и в появившемся меню выбрать пункт под названием «Фрагмент». После этого следует нажать кнопку «ОК» в том же окне.

пункт фрагмент в меню новый документ в Компасе 3D

Для создания фрагментов, как и для чертежей, есть специальная панель инструментов. Она всегда располагается слева. Там есть следующие разделы:

  1. Геометрия. Отвечает за все геометрические объекты, которые в дальнейшем будут использоваться при создании фрагмента. Это всевозможные линии, округлости, ломанные и так далее.
  2. Размеры. Предназначен для измерения частей или всего фрагмента.
  3. Обозначения. Предназначен для вставки во фрагмент текста, таблицы, базы или других строительных обозначений. Внизу этого пункта распложен пункт под названием «Строительные обозначения». Этот пункт предназначен для работы с узлами. С его помощью можно вставить более узконаправленные обозначения, такие как обозначение узла, его номер, марку и другие особенности.
  4. Редактирование. Этот пункт позволяет сдвинуть какую-то часть фрагмента, повернуть ее, сделать большим или меньшим масштаб и так далее.
  5. Параметризация. При помощи этого пункта можно выровнять все точки по указанной линии, сделать параллельными какие-то отрезки, установить касание двух кривых, зафиксировать точку и так далее.
  6. Измерение (2D). Здесь можно измерить расстояние между двумя точками, между кривыми, узлами и другими элементами фрагмента, а также узнать координаты какой-то точки.
  7. Выделение. Этот пункт позволяет выделить какую-то часть фрагмента или же его весь.
  8. Спецификация. Этот пункт предназначен для тех, кто профессионально занимается инженерным делом. Он предназначен для установки связей с другими документами, добавления объекта спецификации и других подобных задач.
  9. Отчеты. Пользователь может в отчетах увидеть все свойства фрагмента или какой-то его части. Это может быть длина, координаты и другое.
  10. Вставка и макроэлементы. Здесь можно вставить другие фрагменты, создать локальный фрагмент и работать с макроэлементами.

пункты меню фрагмента в Компасе 3D

Чтобы узнать, как работает каждый из этих элементов, нужно просто воспользоваться ним. В этом нет абсолютно ничего сложного, и если Вы учили в школе геометрию, сможете разобраться и с Компасом 3D.

А теперь попробуем создать какой-то фрагмент. Для этого воспользуемся пунктом «Геометрия» на панели инструментов. По нажатию на этот пункт внизу панели инструментов появится панель с элементами пункта «Геометрия». Выберем там, к примеру, обычную линию (отрезок). Чтобы ее начертить, нужно поставить начальную точку и конечную. От первой до второй будет проведен отрезок.

линия на фрагменте в Компасе 3D

Как видим, при рисовании линии внизу появляется новая панель с параметрами этой самой линии. Там вручную можно указать длину, стиль и координаты точек линии. После того, как линия зафиксирована, можно нанести, к примеру, окружность касательно к этой линии. Для этого выберем пункт «Окружность касательная к 1 кривой». Чтобы это сделать, следует зажать левую кнопку мыши на пункте «Окружность» и в выпадающем меню выбрать нужный нам пункт.

Окружность касательная к 1 кривой в Компасе 3D

После этого курсор изменится на квадрат, которым нужно указать прямую, касательно к которой будет проводиться окружность. После нажатия на нее пользователь увидит две окружности с двух сторон прямой. Нажав на одну из них, он зафиксирует ее.

проведение окружности касательная к 1 кривой в Компасе 3D

Таким же образом можно нанести и другие объекты из пункта «Геометрия» панели инструментов Компас 3D. Теперь воспользуемся пунктом «Размеры» для измерения диаметра окружности. Хотя эту информацию можно узнать и если просто нажать на нее (внизу покажется вся информация о ней). Для этого выберем пункт «Размеры» и выберем «Линейный размер». После этого нужно указать две точки, расстояние между которыми будет измеряться.

линейный размер в Компасе 3D

Теперь вставим в наш фрагмент текст. Для этого выберем пункт «Обозначения» панели инструментов и выберем «Ввод текста». После этого курсором мыши нужно указать, где будет начинаться текст путем нажатия на нужном месте левой кнопки мыши. После этого останется просто ввести нужный текст.

текст в Компасе 3D

Как видим, при вводе текста внизу тоже отображаются его свойства, такие как размер, стиль линии, шрифт и многое другое. После того, как фрагмент создан, его нужно сохранить. Для этого достаточно нажать кнопку сохранения на верхней панели программы.

сохранение в Компасе 3D

Совет: При создании фрагмента или чертежа сразу же включите все привязки. Это удобно, ведь в противном случае курсор мыши не будет привязываться к какому-то объекту и пользователь просто не сможет сделать фрагмент с прямыми правильными линиями. Делается это на верхней панели по нажатию кнопки «Привязки».

привязки в Компасе 3D

Создание деталей

Для создания детали необходимо при открытии программы и нажатия на кнопку «Создать новый документ» выбрать пункт «Деталь».

пункт деталь в Компасе 3D

Там пункты панели инструментов несколько отличаются от того, что есть при создании фрагмента или чертежа. Здесь мы можем видеть следующее:

  1. Редактирование детали. В этом разделе представлены все самые основные элементы, необходимые для создания детали, такие как деталь-заготовка, выдавливание, вырезание, скругление, отверстие, уклон и друге.
  2. Пространственные кривые. При помощи этого раздела можно провести линию, окружность или кривую точно так же, как это делалось в фрагменте.
  3. Поверхности. Здесь можно указать поверхность выдавливания, вращения, указав на существующую поверхность или создав ее из набора точек, сделать заплатку и другие подобные операции.
  4. Массивы. Пользователь получает возможность указать массив точек вдоль кривой, прямой, произвольно или другим способом. Затем этот массив можно использовать для указания поверхностей в предыдущем пункте меню или создавать по ним отчеты.
  5. Вспомогательная геометрия. Можно провести ось через две границы, создать смещенную плоскость относительно уже существующей, создать локальную систему координат или создать зону, в которой будут выполняться определенные действия.
  6. Измерения и диагностика. При помощи этого пункта можно измерить расстояние, угол, длину ребра, площадь, массо-центровочные и другие характеристики.
  7. Фильтры. Пользователь может отфильтровать тела, окружности, плоскости или другие элементы по определенным параметрам.
  8. Спецификация. То же самое, что и во фрагменте с некоторыми особенностями, предназначенными для 3D моделей.
  9. Отчеты. Тоже знакомый нам пункт.
  10. Элементы оформления. Это практически тот же пункт «Размеры», с которым мы познакомились при создании фрагмента. При помощи этого пункта можно узнать расстояние, угловой, радиальный, диаметральный и другие типы размеров.
  11. Элементы листового тела. Главным элементом здесь является создание листового тела путем перемещения эскиза в направлении, перпендикулярном его плоскости. Также здесь есть такие элементы, как обечайка, сгиб, сгиб по эскизу, подсечка, отверстие и многое другое.

панель инструментов в детали в Компасе 3D

Самое главное, что нужно понимать при создании детали – это то, что здесь мы работаем в трехмерном пространстве в трех плоскостях. Для этого нужно мыслить пространственно и сразу наглядно в уме представлять, как будет выглядеть будущая деталь. Кстати, практически такая же панель инструментов используется при создании сборки. Сборка состоит из нескольких деталей. К примеру, если в детали мы можем создать несколько домов, то в сборке мы можем нарисовать целую улицу с домами, созданными ранее. Но сначала лучше научиться делать отдельные детали.

Попробуем сделать какую-то простую деталь. Для этого сначала нужно выбрать плоскость, в которой мы нарисуем стартовый объект, от которого потом будем отталкиваться. Нажмите на нужную плоскость и в маленьком окне, которое появится после этого в виде подсказки, нажмите на пункт «Эскиз».

пункт эскиз на плоскости в детали в Компасе 3D

После этого мы увидим 2D изображение выбранной плоскости, а слева будут знакомые нам пункты панели инструментов, такие как «Геометрия», «Размеры» и так далее. Нарисуем какой-то прямоугольник. Для этого выберем пункт «Геометрия» и нажмем на «Прямоугольник». После этого нужно указать две точки, на которых он будет располагаться – верхнюю правую и нижнюю левую.

создание прямоугольника в эскизе на плоскости в детали в Компасе 3D

Теперь на верхней панели нужно нажать на «Эскиз», чтобы выйти из этого режима. При помощи нажатия на колесико мышки можно повернуть наши плоскости и увидеть, что теперь на одной из плоскостей есть прямоугольник. То же самое можно сделать, если нажать «Повернуть» на верхней панели инструментов.

созданный прямоугольник в эскизе на плоскости в детали в Компасе 3D

Чтобы сделать из этого прямоугольника объемную фигуру, нужно воспользоваться операцией выдавливания из пункта «Редактирование детали» на панели инструментов. Нажмите на созданный прямоугольник и выберете эту операцию. Если Вы не видите этот пункт, зажмите левую кнопку мыши там, где показано на рисунке ниже и в выпадающем меню выберите нужную операцию. После того, как эта операция выбрана, внизу появятся ее параметры. Главными там являются направление (вперед, назад, в два направления) и тип (на расстояние, до вершины, до поверхности, через все, до ближайшей поверхности). После выбора всех параметров нужно нажать кнопку «Создать объект» в левой части этой же панели.

операция выдавливания в детали в Компасе 3D

Теперь нам доступна первая объемная фигура. В отношении нее, к примеру, можно сделать скругление таким образом, чтобы все ее углы были круглыми. Для этого в пункте «Редактирование детали» выберем «Скругление». После этого нужно просто нажать на те грани, которые станут круглыми, а в нижней панели (параметров) выбрать радиус, и снова нажать кнопку «Создать объект».

операция скругления в детали в Компасе 3D

Далее можно воспользоваться операцией «Вырезать выдавливанием» из того же пункта «Геометрия», чтобы сделать дырку в нашей детали. После выбора данного пункта следует нажать на поверхность, которая будет выдавливаться, выбрать внизу все параметры данной операции и нажать кнопку «Создать объект».

операция вырезать выдавливанием в детали в Компасе 3D

Теперь можно попытаться поставить на получившейся фигуре столб сверху. Для этого откроем ее верхнюю плоскость как эскиз, и нарисуем по центру круг.

круг на верхней плоскости детали в Компасе 3D

Вернемся в трехмерную плоскость путем нажатия на кнопку «Эскиз», нажмем на созданном круге и выберем операцию «Операция выдавливания» в пункте «Геометрия» панели управления. Укажем расстояние и другие параметры в нижней части экрана нажмем кнопку «Создать объект».

столб на детали в Компасе 3D

После всего этого у нас получилась примерно такая фигура.

готовая деталь в Компасе 3D

Важно: Если панели инструментов в Вашей версии расположены не так, как показано на скриншотах выше, необходимо самостоятельно вывести эти панели на экран. Для этого на верхней панели следует выбрать вкладку «Вид», затем «Панели инструментов» и поставить галочки напротив нужным нам панелей.

вывод на экран панелей инструментов в Компасе 3D

Вышеперечисленные задачи является основными в Компас 3D. Научившись выполнять их, Вы научитесь пользоваться этой программой в целом. Конечно, чтобы описать все функциональные особенности и процесс использования Компаса 3D, придется написать несколько томов подробной инструкции. Но и самостоятельно эту программу тоже можно изучить. Поэтому можно сказать, сейчас Вы сделали первый шаг на пути к изучению Компас 3D! Теперь попытайтесь таким же образом нарисовать свой стол, стул, книгу, компьютер или комнату. Все операции для этого уже известны.

ЗакрытьМы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *