1 класс. Математика. Точка. Прямая, кривая и ломаная линии.
На этом уроке мы узнаем, что называют точкой и линией. Научимся отличать прямую и кривую линию. Выясним, сколько прямых и кривых линий можно провести через одну точку, а сколько – через две точки. Выполним множество интересных заданий.
Точка
Рис.2. Обозначение точек
Прямая линия
Рис.3. Прямая линия
Сколько прямых линий можно провести через одну точку? На этот вопрос нам поможет ответить карандаш. Понаблюдаем за ним: он провел через точку А множество линий (рис. 4).
Рис.4. Множество прямых линий, проходящих через точку А
Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через 2 точки?
Рассмотри пример: у нас есть две точки (А и Б) (рис.5).
Рис. 5. Точки А и Б
С помощью линейки проведем прямую линию (рис. 6).
Рис. 6. Прямая, проходящая через точки А и Б
Теперь попытаемся провести через эти точки еще одну прямую линию. Что мы заметили?
Невозможно сделать это.
Делаем вывод: через две точки можно провести только одну прямую линию.
Кривая линия
Посмотрим, что нарисовал карандаш. Можно ли назвать эту линию прямой (рис. 7)?
Рис. 7. Кривая линия
Чтобы нарисовать ее, линейка не нужна. Посмотрите, какие бывают кривые линии (рис. 8).
Рис. 8. Виды кривых линий
Выясним, сколько линий можно провести через одну точку (рис. 9).
Рис. 10. Кривые, проведенные через точку А
Что мы заметили? Через одну точку можно провести множество кривых линий.
Теперь попробуем провести кривые линии через две точки (рис. 11).
Рис. 11. Кривые, проведенные через две точки
Что мы видим? В отличие от прямой линии, через две точки можно провести множество кривых линий.
Выполнение задания
Посмотрите, где спрятались кривые линии. Кривые линии – это волны на море и чайки (рис. 13).
Рис. 13. Волны и чайки – примеры кривых линий
А паруса, кораблик и лучи солнца – прямые линии (рис. 14).
Рис. 14. Паруса, кораблик и лучи солнца – примеры прямых линий
А вы любите рисовать? Попробуйте нарисовать картинку, используя прямые и кривые линии.
Точка. Кривая. Прямая линия
Поставим две точки на одинаковом расстоянии друг от друга и проведём между ними ломаную линию и прямую линию. Посчитаем расстояние между точками по количеству клеточек.
Вывод: Самое короткое расстояние между двумя точками — это прямая.
Сколько прямых можно провести через две точки?
У пересекающихся прямых – только одна точка, у параллельных – точек пересечения нет.
3) Объясните, что такое отрезок?
Это часть (отрезок) прямой, проведенной между двумя точками.
4) Объясните, что такое луч. Как обозначаются лучи?
Это часть (отрезок) прямой, имеющий начальную точку и не заканчивающийся с другого конца. К примеру: начало луча (его точка отсчета – А) и ( в конце луча Б) = луч АБ.
5) Какая фигура называется углом? Объясните, что такое вершина и стороны угла.
Это такая фигура в геометрии, состоящая из точки и 2-х лучей, которые исходят из этой точки. Лучи – это стороны угла, а их общая начальная точка и есть вершина угла.
6) Какой угол называется развернутый?
Который = 180 градусам (двум прямым углам).
7) Какие фигуры называются равными?
Которые, при накладывании друг на друга – совпадают.
8) Объясните, как сравнить два отрезка.
Можно просто измерить линейкой их длину и записать – какой больше, какой меньше.
9) Какая точка называется серединой отрезка?
Это точка, разделяющая отрезок на 2 одинаковые части, которые равноудалены от его концов.
10) Объясните, как сравнить два угла.
Это можно сделать, если наложить их друг на друга вершиной и одной стороной обоих углов. Вторая сторона 2-х углов расскажет об их равенстве или неравенстве.
11) Какой луч называется биссектрисой угла?
Который пересекает вершину угла и разделяет его пополам.
Сколько линий можно провести через две точки?
Вопрос, на первый взгляд, покажется лёгким. Но только на первый взгляд. Это же аксиома. Если можете, то докажите мне обратное. Дело в том, что математику и геометрию, мне преподавал, знаменитый доктор Вацик, чех по национальности. И он именно на этом примере, объяснял нам, почему советская математика и геометрия ущерблёны. Потому, что упрощённы. И не только математика. Мы же даже литературу изучали в упрощенном варианте, яркий пример "Робинзон Крузо" Даниэля Дефо. Подсказка. Если не знаете ответ, прочтите еще раз вопрос.
Если точки находятся на расстоянии, то только прямую — т.е. одну линию, если они расположены близко и налаживаются друг на друга, то сколько угодно. Может быть я и не права, знаю, что не бывает 2х параллельных прямых, даже если они сначала были таковыми, но через какой-то промежуток расстояния, ими не являются.
Поскольку все гениальное просто, то через две точки лежащих на одной плоскости возможно провести только одну прямую, также лежащую в этой плоскости. Про вариант с накладыванием точек друг на друга. Точка, как известно, объект, который не имеет ни ширины, ни длины, ни диаметра, точно также как прямая имеет только одно измерение — длину. То есть как бы близко не ложились точки друг к другу, провести между ними возможно только одну прямую. Если точки совпадают друг с другом, то таких прямых будет бесконечное множество, но такой случай вырождения точки ни о чем, в то время как постулат о единственной прямой нужен в евклидовой геометрии.
Через две точки находящихся в одной плоскости можно провести одну прямую линию. Именно это я помню из школьного курса геометрии, мы действительно рассматривали упрощенный вариант, я по рассуждениям понимаю, что точки могут находиться в разных плоскостях, тогда придется проводить плоскость, и именно в этой плоскости через две точки можем провести одну прямую. Но тут задача поставлена без создания плоскостей, тогда можно проводить любое количество прямых, подразумевая, что плоскостей бесконечно много.
Очень обидное высказывание по поводу ущербности советской математики.1-й раз такое слышу,наоборот,многие наши выпускники показали далеко неущербные знания во многих областях.Но ,прочитав снова вопрос,прихожу к выводу:Через 2 точки можно провести СКОЛЬКО УГОДНО ПРЯМЫХ.И это без всякой "философии".Пусть даны 2 точки А и Б.Следуя вопросу,провожу через т.А -множество прямых,и через т.Б-тоже множество прямых.То есть через 2 точки А и Б проведём тоже множество прямых,т.к.множество+множество=множество.Для того,чтобы получить ответ-одну прямую,нужно задать следующий вопрос:"Сколько прямых можно провести МЕЖДУ двумя прямыми",то есть заменить слово "через" на слово "между".Это просто неточное прочтение задачи,и принятие одной задачи за другую.